Послание Президента Федеральному Собранию РФ

in Вестник РЭО №129, Бюджет

26 мая т.г. Президент РФ В.Путин обратился с ежегодным Посланием к Федеральному собранию. Выступление продолжалось 47 минут, в ходе послания президентом были обозначены приоритетные задачи политического, экономического и социального развития страны и пути их решения.
  В начале своей речи глава государства констатировал достижение Россией экономической и политической стабильности. “Четыре последних года наша экономика в целом развивалась неплохими темпами, несколько вырос уровень жизни людей”, – отметил В.Путин. По его словам, на треть уменьшилось число людей с доходами ниже прожиточного минимума. Он сообщил также, что в прошлом году темпы роста российской экономики составили 7,3%, а за первые четыре месяца этого года – 8%.

  Тем не менее, президент признал, что “нынешнее положение дел нас не устраивает”. “Прежде всего – не устраивает уровень жизни людей”. При этом, президент исключил возможность радикального пересмотра экономической политики, ограничения свобод граждан, кардинального изменения внешнеполитических ориентиров. Президент заявил и о необходимости повышения политической культуры партий в России. Он также назвал главной задачей создание в России свободного общества свободных людей.
  В.Путин так определил первоочередные задачи развития страны: “Главные общенациональные задачи – это удвоение за десятилетие валового внутреннего продукта, уменьшение бедности, рост благосостояния людей и модернизация армии”.
  Президент подчеркнул, что удвоение ВВП можно достичь не за 10 лет, а к 2010 г. “Мы вполне способны за десять лет увеличить наш экономический потенциал в два раза, как говорили в прошлом году. Способны, если удержим среднегодовые темпы роста хотя бы на уровне первого квартала текущего года”, – заявил В.Путин.

  Кроме того, президент поставил перед правительством задачу достижения уровня инфляции в 3% в год и создания в ближайшие два года необходимых условий для полной конвертируемости рубля. “Мы знаем о принятых в этой сфере законах, знаем, что и Правительство, и Центральный банк такую задачу ставят, но создают для себя более комфортные условия – где-то к 2007 г. Можно, вполне можно сегодня намного быстрее”, – заявил президент.
  В.Путин также отметил необходимость усиления деятельности по некоторым конкретным направлениям, что является одним из основных отличий от предыдущих посланий. “Считаю сегодня необходимо… сконцентрироваться на задачах, затрагивающих практически каждого гражданина, каждую российскую семью”, – сказал президент. По его мнению, “это, прежде всего – качество и доступность жилья, образования, медицинского обслуживания”.

  В направлении первой задачи, президент поставил задачу правительству, региональным и местным властям “чтобы к 2010 г. минимум треть граждан страны (а не одна десятая, как сегодня) могли бы приобретать квартиру, отвечающую современным требованиям, приобрести – за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов”.
  Президент выделил четыре направления, по которым нужно двигаться в области жилищной реформы:
  1) Создание финансовых механизмов улучшения жилищных условий как за счет текущих заработков и сбережений, так и будущих доходов людей, то есть за счет развития долгосрочного жилищного кредитования. Отмечена важность развития ипотеки для людей со средними доходами, а также долевого строительства и жилищно-накопительных программ. Развитие рынка ипотечных ценных бумаг.
  2) Необходимость разрушения монополий на строительных рынках. “Граждане России не обязаны оплачивать стоимость административных барьеров, создаваемых в строительстве, а также сверхприбыли застройщиков-монополистов”, – подчеркнул президент.
  3) Гарантии права собственности добросовестных приобретателей жилья.
  4) Наведение порядка в сфере предоставления социального жилья. Получение жилья по договору социального найма должно стать доступным для тех, кто в нем действительно нуждается.

  Главной целью модернизации российского здравоохранения названо повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения на основе перехода от сметного принципа содержания медучреждений к оплате за качество медицинской помощи при реализации принципов обязательного и добровольного страхования. Отмечена необходимость выработки минимальных стандартов медицинских услуг, которые должны действовать в каждом населенном пункте России, “и только дополнительная медпомощь и повышенный уровень комфортности ее получения должны оплачиваться пациентом”.
  В реформе образования президент отметил, что “сегодня профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда. Более половины выпускников вузов не находят работу по специальности. Массовый охват высшим образованием сопровождается снижением уровня преподавания”. Прием в вузы почти утроился, и число абитуриентов фактически сравнялось с числом выпускников средних школ. “И при таком количестве дипломированных специалистов у нас сохраняется дефицит квалифицированных кадров, остро необходимых стране” – отметил В.Путин.

  Президент выделил три направления, по которым нужно двигаться в реформе образования:
  1) Выпускники школ – независимо от имущественного положения родителей – должны иметь возможность поступать в вузы в соответствии с уровнем их знаний.
  2) Большинство выпускников вузов должны работать по специальности. Президент предложил заключать договоры со студентами, обязывающие после получения бесплатного образования отработать по специальности определенный срок либо вернуть деньги, затраченные государством на его обучение.
  3) Внедрение адекватных времени образовательных стандартов, а содержание образования должно соответствовать мировым стандартам, не забывая “о накопленных отечественных преимуществах”.
  Президент также отметил необходимость снижения уровня смертности, увеличения продолжительности жизни, преодоления демографического спада.

  По словам В.Путина, нужно достичь оптимального уровня госрасходов на основе проведения бюджетной реформы. Налоговая система должна стать необременительной для бизнеса, справедливой для всех экономических агентов, более благоприятной для инвестирования и развития бизнеса, чем в странах-конкурентах. При этом, она “должна быть такой, которая не позволяла бы уклоняться от уплаты налогов”, “важно разграничить правомерную практику налоговой оптимизации от случаев криминального уклонения от налогов”. Отмечено, что налоговая система по-прежнему “избыточно ориентирована на фискальную функцию, в ущерб другим, прежде всего, функции стимулирования роста конкурентоспособности”.

  В.Путин выступил за предсказуемость отношений государства и недропользователей в смысле продолжения работы по созданию эффективной системы использования природных ресурсов.
  Кроме того, среди наиболее значимых задач было особо выделено развитие транспортной инфраструктуры. В частности, отмечена необходимость приступить к практике внедрения платных дорог, наряду с бесплатными, начиная с основных магистралей.
  Президент обратил внимание на то, что не первый год правительство не может определиться по приоритетам в вопросе диверсификации поставок российской нефти: расширение пропускной способности Балтийской трубопроводной системы, введение в действие нефтепроводов Западная Сибирь – Баренцево море, определение маршрутов с месторождений Восточной Сибири, обход проливов Босфор и Дарданеллы, интеграция нефтепроводов “Дружба” и “Адрия”. “И вопрос, прямо скажем, перезрел”, – сказал В.Путин.
  Касаясь внешней политики, отмечалось, что она должна обрести более динамичный и прагматичный характер. “Нашим приоритетом остается углубление интеграции в рамках СНГ, в рамках Единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества”, – сказал глава государства. Кроме того, “мы заинтересованы в дальнейшей интеграции российской экономики в мировое хозяйство, включая присоединение на выгодных для нас условиях к ВТО”, – отметил В.Путин.

  По словам президента, расширение Евросоюза должно способствовать экономическому сближению ЕС с Россией. Помимо этого, Россия “будет и дальше развивать политический и экономический диалог с США и такими крупнейшими партнерами, как Китай, Индия, Япония, будем работать с другими странами”.

  Вывод: Озвученное послание президента стало первым после переизбрания В.Путина. Таким образом, данный документ можно считать программный, определяющим направления деятельности власти на ближайшие четыре года. В результате, были подтверждены все стратегические цели, называемые ранее, а именно удвоение ВВП и повышение качества жизни россиян (снижение уровня бедности).
  Оценивая документ, следует отметить его большую практическую направленность, детализацию по некоторым важнейшим социальным вопросам (обеспечение жильем, реформы здравоохранения и образования). Уделение особого внимания данным вопросам является основным отличительным свойством данного документа от предыдущих.

  Постановка целей, безусловно, верная. Позитивно, что целевые ориентиры подтверждены и очерчены в четком цифровом выражении (ВВП в 2 раза, уровень инфляции – 3%), тем важнее, когда подобные цели ставятся президентом.
  В то же время, достижение инфляции на уровне 3% в ближайшие несколько лет, на наш взгляд, маловероятно, учитывая незавершенность структурных реформ (в частности, в области тарифной политики в электроэнергетике и газовой отрасли), а также ограниченность инструментов у Центробанка по стерилизации излишней денежной массы. Согласно планам правительства, подобный уровень будет достигнут в 2008 г. при условии сохранения адекватного развития экономической ситуации. Таким образом, данная цель, по нашему мнению, может рассматриваться в качестве амбициозного ориентира и в меньшей степени в виде реальной цели ранее 2008 г.

  Важным, на наш взгляд, является сделанный президентом акцент на том, что налоговая система должна быть справедливой и стимулирующей, и в то же время с минимизацией возможностей для уклонения от уплаты.
  Вместе с тем, не нашла отражения в послании необходимость борьбы с коррупцией и реформы бюрократии. Несмотря на то, что два предыдущих послания были посвящены административной реформе, актуальность скорейших преобразований по данным направлениям по-прежнему чрезвычайно высока, так как они все еще являются в настоящее время одними из самых основных препятствий на пути дальнейшего экономического развития России. Из отраслевых вопросов не было уделено внимание реформе газовой отрасли.

  И последнее. В послании не идет речь о том, что нужно преодолевать зависимость от конъюнктуры цен на сырьевых рынках (в первую очередь, на нефтяном). Отсутствие данного вопроса в послании отнюдь не означает то, что эта цель снята. Ремарка президента относительно того, что правительству нельзя больше откладывать принятие решения относительно приоритетов строительства нефтепроводов, свидетельствует скорее о том, что в условиях исключительно благоприятной конъюнктуры на сырьевых рынках, которая сложилась в настоящее время, необходимо использовать этот момент с целью извлечения максимальной выгоды для государства.