Проблема монетизации льгот

in Вестник РЭО №151, Население, Другие аспекты

С началом ввода в действие системы замены натуральных льгот денежными компенсациями возникли серьезные проблемы. По стране прокатилась волна социальных протестов основных категорий льготников.

21 января т.г. для выступления по данному вопросу в Госдуму были приглашены главы Минфина А.Кудрин и Минздрава М.Зурабов, сообщает "Интерфакс".

Выступая перед депутатами, А.Кудрин признал, что в результате реализации закона о замене льгот деньгами положение ряда льготников ухудшилось, и призвал исправить возникшие проблемы. В то же время министр подчеркнул, что в целом реформа системы льгот в стране необходима, поскольку в ряде регионов муниципальные автотранспортные предприятия пришли в упадок, деградировали. "Во всех регионах транспорт преимущественно убыточен", – подчеркнул он. При этом, отметил А.Кудрин, главной задачей является, чтобы денежные потоки сделать адресными, чтобы граждане могли купить свой проездной билет и получить полноценную услугу.

При этом министр финансов высказал мнение, что главный путь социальной защиты пенсионеров – это повышение пенсий, а не выплата денежных компенсаций вместо натуральных льгот. "Льготные выплаты не решат проблем достойного уровня жизни пенсионеров", – подчеркнул он.

Вместе с тем было подчеркнуто, что 122-й закон, вводящий с 1 января 2005 г. замену льгот денежными компенсациями, является "выверенным" и решение проблемы необходимо искать в области его исполнения.

Кроме того, А.Кудрин заявил, что в январе 2005 г. Минфин перечислил помощь регионам общим объемом 20 млрд. руб. По его словам, эти средства включают трансферты на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, осуществление льготных выплат гражданам, выплату детских пособий, дотации на оплату услуг ЖКХ. Собственные доходы региональных бюджетов в январе 2005 г. оцениваются в сумме 128 млрд. руб. "Этих средств достаточно, чтобы заложенные в бюджетах обязательства субъектов РФ были выполнены", – подчеркнул министр.

В свою очередь М.Зурабов отметил, что до 23 января т.г. правительство подпишет соглашения со всеми российскими регионами, касающиеся порядка предоставления проезда в городском транспорте льготным категориям граждан. Министр напомнил, что эту меру предлагается реализовать с помощью введения социальных проездных билетов, стоимость которых будет не выше минимальной выплаты из бюджета региона льготным категориям граждан, закрепленным за региональными бюджетами.

М.Зурабов также признал, что правительство проявило излишнюю "самонадеянность", при реализации 122-го закона в части замены льгот денежными компенсациями. По словам министра, единственный вопрос, который вызвал затруднение, был связан с транспортным обслуживанием льготных категорий граждан, поскольку большинство субъектов предоставляли льготы на проезд обыкновенным пенсионерам, и это сказалось, когда люди столкнулись либо с отменой этой льготы, либо не получили денежной компенсации.

"Мы не могли предположить, что такая проблема возникнет. Мы рассчитывали, что будет проведен анализ [регионами] и будет найдено решение", – подчеркнул М.Зурабов.

В результате, по итогам заслушивания докладов министров, Госдума приняла заявление о мерах по защите социальных прав и законных интересов граждан в связи с реализацией закона о монетизации льгот. Основной акцент в документе сделан на рекомендации правительству до 1 февраля 2005 г. внести в Госдуму законопроект по повышению базовой части трудовой пенсии с 1 марта 2005 г. на 36,5%, установив ее в размере 900 руб. Депутаты также обратились к региональным властям с рекомендацией ускорить выплаты денежных сумм и обеспечить возможность приобретения льготных проездных билетов по стоимости, не превышающей размер льготной выплаты за проезд.

Напомним, что 17 января на совещании с членами правительства Президент РФ В.Путин поручил Минфину совместно с ПФР "обеспечить ускоренную индексацию пенсий". "Увеличение индексации пенсии на 100 руб. является недостаточным, тем более с 1 апреля. Правильно будет, если с 1 марта и как минимум увеличить в два раза больше – на 200 руб., а может быть чуть больше", – заявил президент. Окончательную цифру возможного повышения назвал М.Зурабов – 240 руб. Однако для решения этой задачи потребуются дополнительные расчеты для внесения корректив в бюджет ПФР.

Вывод: На наш взгляд, ответственность за развитие ситуации с применением закона о монетизации лежит как на региональных властях, являющихся исполнителями, так и на правительстве. Не следует забывать, что на правительстве, помимо функций по организации эффективной работы новой системы, лежит и контроль за проведением намеченных мероприятий в жизнь. К сожалению, сбой имел место как раз на стадии контроля, так как федеральные власти фактически полностью положились на профессионализм и рационализм региональных властей в нахождении решений в рамках собственной компетенции; поступать столь безоглядно все же не стоило.

В целом же, о чем мы уже писали, замена натуральных льгот денежными компенсациями – правильный шаг в направлении повышения эффективности расходов. Очевидно, что необходимость реформы системы льгот, доставшихся в наследство от СССР, назрела давно. Не секрет, что сегодня далеко не все социально незащищенные слои населения пользуются льготами в полном объеме. Согласно данным, приводимым на заседании правительства весной 2004 г., только примерно ¼ часть предоставляемых гражданам льгот, оцененная в денежном выражении, реально используется, в то время как финансовые ресурсы на эти цели выделяются из бюджета на регулярной основе. Отсюда многие выплаты оказывались попросту безадресными.

Кроме того, следует отметить, что расчет адекватного объема выплат некоторым категориям льготников разумней определять на региональном, а не федеральном уровне. В то же время, этот процесс на уровне субъектов, безусловно, не должен проходить без активных консультаций с федеральным центром, иначе неизбежно возникновение социальных конфликтов, чему, в частности, мы являемся сегодня свидетелями. Таким образом, причина этих конфликтов не в замене натуральных льгот деньгами, и даже не в том, из бюджета какого уровня будут выделяться средства на эти цели, а в определении адекватного и достаточного объема средств на каждого конкретного льготника.