Денежный обзор в I полугодии 2005 г.

in Вестник РЭО №176, Банки, Денежно-кредитная система

Чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования и кредитных организаций в I полугодии 2005 г. возросли на 1169,7 млрд. руб. или на 36,4%, составив 4385,7 млрд. руб. по состоянию на 1 июля 2005 г. В АППГ увеличение составило 495,4 млрд. руб. или 23,6%. В годовом выражении (по отношению к соответствующей дате предыдущего года) прирост составил 1794,4 млрд. руб. или 69,2% (680,5 млрд. руб. или 35,6% в АППГ).

Объем внутреннего кредита в январе-июне 2005 г. снизился на 783,8 млрд. руб. или на 18%, при этом в АППГ увеличение сложилось в объеме 168,4 млрд. руб. (4,6%). По состоянию на 1 июля 2005 г. совокупный объем внутреннего кредита составил 3571,8 млрд. руб.

Требования к нефинансовым организациям и населению в составе внутреннего кредита по состоянию на 1 июля т.г. возросли с начала года на 519,6 млрд. руб. или на 12,6% (в АППГ рост составил 538,6 млрд. руб. или 19,4%).

Чистый кредит органам государственного управления в рассматриваемом периоде 2005 г. активно сокращался и по состоянию на 1 июля составил -1316,5 млрд. руб. 1 июля предыдущего года он был положительным и составлял 309,8 млрд. руб. С начала т.г. чистый кредит органам государственного управления сократился на 1310,6 млрд. руб. (379,2 млрд. руб. в АППГ).

Более подробно динамика структуры внутреннего кредита в 2003-2004 гг. представлена на рисунке ниже.

Из рисунка видно, что увеличение требований к нефинансовым частным предприятиям и населению на протяжении всего рассматриваемого периода служило источником роста объемов внутреннего кредита, однако в связи с активным ростом задолженности Банка России перед органами государственной власти, рост внутреннего кредита сталкивается с определенными трудностями. Объемы требований к нефинансовым государственным предприятиям и прочим финансовым институтам оставались стабильными в абсолютном выражении (снижаясь в относительном). Динамика чистого кредита органам государственного управления объясняется прежде всего ростом остатков на правительственных счетах в Банке России в процессе формирования стабилизационного фонда. Однако, судя по всему, имеет место также сокращение объема государственных ценных бумаг в портфеле Банка России.

Объем денежной массы по методологии денежного обзора в I полугодии 2005 г. увеличился на 717,2 млрд. руб. или 13,5% и составил по состоянию на начало июля т.г. 6015,9 млрд. руб. (рост на 581,1 млрд. руб. или 14,7% в АППГ) В годовом выражении денежная масса увеличилась на 1472,7 млрд. руб. или 32,4% (1203,5 млрд. руб. или 36%).

Объем агрегата "деньги" (наличные деньги и депозиты до востребования) на 1 июля т.г. возрос на 295,9 млрд. руб. или на 10,4% с начала года (рост на 11,2% в АППГ) и увеличился на 29,7% в годовом выражении (33%). Его объем составил 3144,3 млрд. руб.

Агрегат "квази-деньги", (срочные и сберегательные депозиты и депозиты в иностранной валюте), возрос на 421,3 млрд. руб. или на 17,2% с начала года (19% в АППГ) и на 35,6% в годовом выражении (39,5%).

Вывод: Крайне благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура мировых рынков энергоносителей по-прежнему является причиной более активного наращивания объемов чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования в I полугодии т.г. по сравнению с АППГ.

При этом, формирование стабилизационного фонда в рамках текущей бюджетной политики приводит к увеличению остатков на счетах Правительства РФ в Банке России, и, следовательно, к снижению объемов чистого кредита органов денежно-кредитного регулирования.

Показатели денежного обзора, в частности, затронутые выше, по состоянию на начало июля пока не отражают досрочного погашения внешнего долга России перед странами-членами Парижского клуба, поскольку фактическое перечисление средств было осуществлено на первой неделе июля. Напомним, что источником погашения послужил именно стабилизационный фонд.

В качестве позитивной тенденции можно отметить дальнейшее сокращение темпов роста денежной массы, особенно более ликвидной ее составляющей, однако это также не является следствием монетарной политики ЦБ РФ, а результат бюджетно-налоговой политики Правительства РФ.