Денежный обзор в январе-апреле 2005 г.

in Вестник РЭО №170, Банки, Денежно-кредитная система

Объем чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования и кредитных организаций в январе-апреле т.г. увеличился на 712 млрд. руб. или 22% и составил по состоянию на 1 мая 2005 г. 3928 млрд. руб., тогда как в АППГ прирост составлял 329,6 млрд. руб. или 15,7%. В годовом выражении (по отношению к соответствующей дате предыдущего года) прирост составил 1502,5 млрд. руб. или 62% (611,4 млрд. руб. или 33,7% в АППГ).

Объем внутреннего кредита по сравнению с 1 января 2005 г. продолжил снижаться – на 844,4 млрд. руб. (19,4%), тогда как в АППГ наблюдалось увеличение на 137,4 млрд. руб. (3,8%). По состоянию на 1 мая т.г. общий объем внутреннего кредита составил 3511,3 млрд. руб.

Объем требований к нефинансовым организациям и населению в структуре внутреннего кредита по состоянию на 1 мая т.г. возрос на 22,7 млрд. руб. или 5,4% (в АППГ рост составил 389,9 млрд. руб. или 14,1%).

Более подробно динамика структуры внутреннего кредита в 2003-2004 гг. представлена на рисунке ниже.

Из рисунка видно, что на протяжении представленного периода прирост объемов внутреннего кредита обеспечивался исключительно за счет увеличения требований к нефинансовым частным предприятиям и населению. Объемы требований к нефинансовым государственным предприятиям и к прочим финансовым институтам оставались довольно стабильными в абсолютном выражении (снижаясь в относительном). Чистый кредит органам государственного управления активно снижался и с ноября 2004 г. является отрицательным – по состоянию на 1 мая т.г. – -1061,4 млрд. руб. (-843,9 млрд. руб. месяцем ранее). Динамика чистого кредита органам государственного управления объясняется как сокращением объема государственных ценных бумаг в портфеле Банка России, так и ростом остатков на правительственных счетах в Банке России в процессе формирования стабилизационного фонда.

Объем денежной массы по методологии денежного обзора возрос в январе-апреле 2005 г. на 295,4 млрд. руб. или 5,6% и составил на 1 мая т.г. 5594,1 млрд. руб. (рост на 371,7 млрд. руб. или 9,4% в АППГ) В годовом выражении денежная масса увеличилась на 1260,3 млрд. руб. или 29,1% (1281,3 млрд. руб. или 42%).

Объем агрегата «деньги» (наличные деньги и депозиты до востребования) на 1 мая т.г. возрос на 57,9 млрд. руб. или на 2% с начала года (рост на 3,4% в АППГ) и увеличился на 28,8% в годовом выражении (42,4%). Его объем составил 2906,3 млрд. руб.

Агрегат «квази-деньги», (срочные и сберегательные депозиты и депозиты в иностранной валюте), возрос на 10% с начала года (16,7% в АППГ) и на 29,3% в годовом выражении (41,5%).

Вывод: Продолжение активного наращивания чистых иностранных активов органами денежно-кредитного регулирования происходит вследствие улучшения и без того рекордно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Одновременное сокращение объемов внутреннего кредита происходит вследствие продолжения профицитной политики бюджетной политики на федеральном уровне. Доходы, поступающие в результате превышения цены на нефть уровня в $20, автоматически поступают на счета правительства в Банке России, в результате чистый кредит органам государственного управления сокращается. Если раньше он был глубоко положительным, то есть ЦБ владел частью государственных ценных бумаг Минфина, превышающей остатки бюджетных средств на его счетах, то в результате наращивания стабилизационного фонда уже остатки превышают объем госбумаг, которыми владеет ЦБ.

Однако реализация объявленных недавно намерений досрочно погасить долги Парижскому клубу кредиторов, в свою очередь отразится на счетах денежного обзора. В частности, можно ожидать сокращения отрицательного сальдо чистого кредита федеральному правительству и чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования.

В структуре роста денежной массы в т.г. происходит активное замедление темпов ее роста, основной причиной чего, мы считаем продолжение профицитной политики на федеральном уровне. Средства Стабфонда не должны служить в основном инструментом регулирования уровня ликвидности в экономике, их основная функция – фискальная.