Развитие нефтяного комплекса России в 2003 г.

in Вестник РЭО №121, ТЭК

В 2003 г. на мировом рынке нефти для России сложилась еще более благоприятная конъюнктура, чем годом ранее. Среднегодовая цена нефти марки “Urals Med” составила 27,3 долл./барр. (в 2002 г. – 23,6 долл./барр.), что значительно выше прогнозов большинства экспертов в начале 2003 г. и цены, заложенной в бюджете России 2003 г. (21,5 долл./барр.).
  Объем добычи нефти и газового конденсата в России в 2003 г., по данным Минэнерго РФ, составил 421,4 млн. тонн (8,46 млн. баррелей в сутки), что на 11% выше показателя 2002 г. В том числе на российские вертикально интегрированные нефтяные компании приходится 90,9% от общего объема добычи (383 млн. тонн нефти). Данный показатель добычи является рекордным за последние 12 лет. Объем первичной переработки нефти в России вырос на 2,7% и составил 190 млн. тонн.

Рост добычи нефти в целом за 2003 г. превзошел многие самые смелые ожидания, в том числе и прогноз министерства энергетики, которое в начале года прогнозировало, что добыча по итогам года превысит показатель 410 млрд. тонн.

  Экспорт нефти из России в 2003 г. составил 209,8 млн. тонн, что на 12% выше показателя 2002 г. В том числе в страны дальнего зарубежья и Балтии было поставлено 175,2 млн. тонн нефти на сумму $31,7 млрд. Выручка за экспортные поставки сырья в 2003 г. выросла на 26% и составила $36,3 млрд. Рост произошел в основном благодаря расширению мощностей Балтийской трубопроводной системы (БТС). Довольно существенно (на 13,4%) российские компании увеличили экспорт нефти и в страны СНГ, объем которого составил свыше 34,59 млн. тонн нефти на сумму $4,56 млрд.

  Согласно планам Правительства РФ, в 2004 г. добыча нефти в России возрастет порядка на 10,6 млн. тонн и составит 432 млн. тонн, переработка при этом увеличится до 192 млн. тонн. Также Россия будет стремиться к наращиванию объемов экспорта нефти.

  В течение 2003 г. обсуждались различные варианты изменения режима налогообложения нефтяной отрасли. Напомним, что с 2002 г. в России применяется единая ставка налога на добычу нефти, размер которой привязан к мировым ценам на нефть, и в настоящее время составляет 357 руб. за 1 тонну. В частности, Минэкономразвития и Минфин предложили два варианта решения проблемы. Первый заключается в установлении дифференцированных ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в зависимости от качества месторождения. Соответственно, предлагается использовать понижающий коэффициент для выработанных скважин и скважин со сложными условиями добычи, а повышающий – к скважинам с легкими условиями добычи и новым месторождениям. Согласно второму варианту предлагается введение налога на дополнительные доходы от добычи углеводородов (НДД). Иными словами, будет установлен определенный порог доходности, при превышении которого будет взиматься НДД.

  Согласно Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2003 г.”, сумма, поступающая в федеральный бюджет от уплаты НДПИ, составляет 181,9 млрд. руб. (около $6 млрд.) или 10% от совокупных налоговых доходов, что сравнимо с поступлениями от налогов на прибыль или от взимания вывозных таможенных пошлин.

  5 сентября 2003 г. Правительство РФ утвердило Энергетическую стратегию России на период до 2020 г. Энергетическая стратегия основывается на двух базовых вариантах социально-экономического развития страны – оптимистическом и умеренном. Исходя из умеренного сценария, добыча нефти в России может составить 450 млн. тонн в год к 2010 г., а по оптимистическому сценарию – до 520 млн. тонн в год. Объем переработки должен составить 200-210 млн. тонн в год к 2010 г., а к 2020 г. – 210-215 млн. тонн в год. Экспорт российской нефти к 2020 г. может составить от 150 до 310 млн. тонн в год.

  Также определены основные направления экспорта нефти: северное и северо-западное направления с приоритетом БТС (пропускная способность – 50 млн. тонн в год). Кроме того, предполагается строительство трубопровода Ангарск-Находка (пропускная способность – до 50 млн. тонн в год) и ответвление на Дацин (КНР) с мощностью до 30 млн. тонн в год. Объем инвестиций в топливно-энергетический комплекс России в рамках Энергетической стратегии РФ до 2020 г. должен составить $570-620 млрд. Основными источниками инвестиций будут собственные средства успешно функционирующих предприятий всех секторов экономики, а также заемные средства и государственные финансы по ряду проектов.

  Вывод: Анализ показывает, что российский нефтяной комплекс по-прежнему является одним из наиболее динамично развивающихся (устойчивыми темпами) секторов российской экономики. Российские компании росли темпами, превышающими темпы роста мировых лидеров нефтяной отрасли. Стоит отметить, что по-прежнему динамика роста добычи нефти превышает объем переработки. Сохраняющаяся благоприятная ценовая конъюнктура на мировом рынке нефти в значительной степени способствовала увеличению производственных и финансовых мощностей компаний нефтяного сектора России.

  Кроме того, в целом можно позитивно оценить повышение активности правительства и нефтяного сообщества в области расширения направлений поставок российской нефти за рубеж, что позволит диверсифицировать нефтепоставки. Очевидно, что в условиях, когда большая часть экспорта ориентирована на страны Евросоюза, Россия не может гарантировать стабильность своих доходов. Действительно необходимо создание диверсифицированной транспортной инфраструктуры ТЭКа России. Однако и здесь существует ряд проблем в выборе стратегии развития экспортных направлений.

  Оценивая принятую правительством Энергетическую стратегию, сложно говорить о качественном уровне принятого документа, несмотря на то, что его разработка велась примерно три года. На наш взгляд, данная стратегия не практична и в реальности не окажет какого-либо значительного влияния на повышение эффективности развития российского ТЭКа и в целом экономики страны. Необходима четко сформулированная комплексная промышленная политика государства с гибким подходом к каждой отрасли.
  Что касается изменения режима налогообложения отрасли, то более предпочтительным нам представляется использование дифференциации налоговых ставок в рамках уже существующего налога на добычу полезных ископаемых. При этом в целях минимизации возможности коррупционных действий со стороны чиновников, к процессу определения качества месторождений можно было бы привлечь независимых иностранных оценщиков запасов. И хотя подобная оценка связана с определенными затратами, совокупный эффект от более оптимального распределения налоговой нагрузки на нефтяной бизнес окажется намного выше.

  В дальнейшем, несмотря на приоритетность текущих задач по улучшению финансовых показателей работы за счет сырьевых рычагов, стратегия нефтегазовых компаний должна ориентироваться на достижение более высоких целей в направлении улучшения качества работы в соответствии с современными международными стандартами. Тем более что на мировом нефтяном рынке, по нашему мнению, высокие ценовой уровень в целом сохранится (в среднем цены на нефть не опустятся ниже 25 долл./барр.). Таким образом, российские нефтяные компании смогут воспользоваться благоприятной внешней конъюнктурой для качественного роста.

  Конечно, российские компании нефтяного сектора обладают значительно меньшей финансовой базой по сравнению с зарубежными гигантами, однако обладают уже достаточными ресурсами для перехода на более высокий уровень развития. Отечественные нефтяные компании способны конкурировать на равных с ведущими зарубежными компаниями, но только при условии постоянной работы на усиление конкурентных преимуществ, основанных не столько на имеющемся доступе к сырьевым ресурсам, сколько на факторах, обеспечивающих динамические преимущества (современные управленческие решения и подходы, инновационные процессы, информационные технологии, человеческий капитал).