Текущее состояние реформирования ОПК России

in Вестник РЭО №123, Реформы

К I кварталу 2004 г. правительство должно было разработать скорректированный вариант программы реформирования и развития ОПК.
  Необходимость данного шага была вызвана тем, что в ноябре 2003 г. Правительство РФ признало, что Федеральная целевая программа реформирования ОПК на 2002-2006 гг. практически не выполняется. Это касается, прежде всего, создания вертикально-интегрированных структур-холдингов. К настоящему моменту их создано всего четыре. За 5 лет намечалось создание 75 холдингов в составе 519 предприятий. Кроме холдингов планировалось образование 23 казенных предприятий боеприпасной промышленности. В итоге, постановление правительства вышло только по одному холдингу, тогда как уже в 2002 г. планировалось создание 5 из них.

  Кроме того, к концу 2003 г. завершилась работа по формированию реестра оборонных предприятий. В него вошли 1279 оборонных заводов, КБ и НИИ. 58% из них являются федеральными государственными унитарными предприятиями, 19% – акционерными общества с госпакетом не менее 59%, 23% – с долей государства менее 50%. В реестр вошли 63 предприятия Минатома и 191 предприятие Минобороны.
  Вошедшие в реестр предприятия, считаются ядром ОПК. Предприятия, которые не были учтены в реестре, должны будут перепрофилировать свою деятельность на выпуск гражданской продукции. До формирования реестра считалось, что в России существуют 2052 оборонных предприятия.
  В настоящее время фактически каждое второе оборонное предприятие в РФ является убыточным, в то время как в 2001 г. их было только 26%. Одновременно наблюдается снижение рентабельности производства продукции ОПК. В структуре общего объема производства 44% составляет экспорт военной техники и вооружений, 41% – гражданская продукция и только 15% – государственный оборонный заказ. В то же время правительство объявило о том, что реализация программы реформирования ОПК необходима для перевода Вооруженных сил РФ на новый качественный уровень.
  Одним из немногих положительных моментов 2003 г. следует выделить погашение практически всех долгов по оборонному заказу и заработной плате в отрасли.
  По данным межрегионального фонда информационных технологий, 93% руководителей российских оборонных предприятий считают, что российская система вооружений не соответствует современным требованиям безопасности страны.

  Вывод: 2003 г. выявил неспособность Правительства РФ исправить ситуацию в ОПК, происходила лишь имитация активной деятельности без реальных преобразований. Судя по интенсивности работы в данном направлении в начале 2004 г., ситуация не изменилась, о чем, в частности, свидетельствует динамика доработки скорректированного варианта программы реформирования и развития ОПК, которую планировалось завершить к концу I квартала т.г.
  К сожалению, за 1,5 года государству не удалось выполнить программу реформирования и развития ОПК в части создания интегрированных государственных холдингов даже на 10%. В то же время, число убыточных предприятий ОПК увеличивается с каждым годом, а госзаказ остается на низком уровне. Российская армия же по-прежнему нуждается в современной военной технике, поскольку абсолютное большинство имеющегося военно-технического вооружения признается “относительно” годным к использованию.
  Очевидно, что интеграция небольших военно-промышленных компаний в крупные холдинги, которая наблюдается во всем мире и является следствием сокращения мирового рынка вооружений, в целом является правильным направлением развития ОПК России. Однако без разработки четкого механизма интеграции и проведении государством соответствующей политики она останется только успешным зарубежным опытом.