Системе ОСАГО – 2 года
- Войдите чтобы оставить комментарии
7 июля 2005 г. Правительство РФ рассмотрело ход реализации законодательства РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств и меры по его совершенствованию.
Напомним, что с 1 июля 2003 г. вступил в действие Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”. Обоснование необходимости принятия указанного закона базировалось на защите прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу при использовании транспортных средств другими лицами с учетом роста количества ДТП в России.
Согласно данным МВД, численность застрахованного автотранспорта за весь период действия закона составляет порядка 35,8 млн. единиц, при этом за первый год число застрахованных автомобилей составляло 76,6% от числа транспортных средств, что считается достаточно неплохим показателем.
По данным Правительства со ссылкой на результаты исследования, проведенного ВЦИОМом, 47% автовладельцев поддерживают введенный закон и удовлетворены организационными моментами, связанными с процедурами заключения договоров страхования.
За 2004 г. было заключено более 23 млн. договоров страхования. Сумма собранных страховых премий составила более 49 млрд. руб. (примерно 0,4% ВВП). За указанный период было урегулировано около 900 тыс. страховых случаев из общего количества в 1 млн. Объем страховых выплат составил 19,2 млрд. руб., причем средний объем выплаты достиг 21,3 тыс. руб.
Средний размер страховой премии по всему парку автомобилей составил 1920 руб., что соотносимо с базовой ставкой (1980 руб. для физических лиц и 2375 руб. для юридических лиц).
С 1 июля 2004 г. Российский союз автостраховщиков (РСА), куда входят все страховые компании, занимающиеся данным видом страхования, согласно положениям Закона, осуществляет компенсационные выплаты за ущерб, нанесенный жизни и здоровью пострадавших. Например, если виновник ДТП скрывается с места происшествия или он не застрахован, выплаты потерпевшим осуществляет РСА. На эти цели страховщики отчисляют 3% от страховой премии в РСА.
Основные направления совершенствования системы, предложенные Минфином на заседании правительства, в основном касаются упорядочения системы выплаты страхового возмещения, системы мер ответственности страховщика за необоснованный отказ в страховой выплате и задержку в осуществлении такой выплаты. Отдельно выделяется вопрос пересмотра страховых тарифов, осуществление которого в настоящее время представляется правительству преждевременным.
Вывод: Итак, официально система страхования автогражданской ответственности функционирует уже два года. При этом справедливости ради следует отметить, что сразу же после принятия закона автовладельцы оказались в весьма затруднительном положении, поскольку вплоть до второй половины декабря 2003 г. не было ясно, будет ли введена система штрафов за отсутствие страхового полиса.
Тем не менее, система работает, повышение количества официально зарегистрированных ДТП, а также принятие на себя РСА рисков связанных с недобросовестностью отдельных владельцев транспортных средств и страховых компаний говорит об определенном повышении защищенности потерпевшей стороны в ДТП.
В целом же мы по-прежнему склонны считать, что любое страхование, кроме социального, должно быть добровольным. В связи с этим, возможно следовало бы отменить существующую в настоящее время систему страхования автогражданской ответственности если не с 2006 г., то с 2007 г. В таком случае функционирование рассматриваемой системы в течение 3 лет могло бы иметь некоторые положительные последствия, связанные, в основном, с позитивной оценкой со стороны страхователей. Мы не исключаем, что после отмены системы обязательного страхования автогражданской ответственности значительное количество страхователей предпочтет пользоваться услугами добровольного страхования ответственности.