Последние инициативы правительства в рамках пенсионной реформы: кому нужны такие решения?

in Вестник РЭО №135, Население, Пенсионная реформа, Реформы

1 июля т.г. прошло заседание правительства, на котором обсуждался вопрос о совершенствовании законодательства в части, связанной с реализацией гражданами России права выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного пенсионного фонда.
  Поправки направлены на изменение порядка и сроков, связанных с реализацией гражданами права выбора инвестиционного портфеля (УК) или НПФ. Данные поправки основаны на анализе работы по рассылке в 2003 г. застрахованным лицам информации о состоянии специальной части индивидуальных лицевых счетов, а также работе по приему заявлений застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля (УК).
  Внесение изменений в соответствующие федеральные законы, по мнению Минздрава РФ, позволит максимально обеспечить интересы застрахованных лиц по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.

  В результате было принято решение в целом одобрить планируемые изменения (после необходимой доработки с учетом имеющихся замечаний), которые сводятся, в частности, к перенесению сроков и изменению состава рассылаемых документов гражданам.
  Согласно действующему законодательству застрахованное лицо должно направить заявление о выборе УК или НПФ в ПФР до 1 октября. В свою очередь, ПФР обязан направить застрахованным лицам информацию о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета до 1 июля. Следовательно, право на выбор застрахованного лица фактически ограничено временными рамками с 1 июля по 1 октября. На основе анализа сделан вывод о том, что данный период приходится на время летних отпусков как застрахованных лиц, так и сотрудников федеральной почтовой службы, рассылающей уведомления, в связи с чем можно предполагать срывы в доставке документов по стране, что помешает гражданам вовремя принять решение. Таким образом, перенос сроков позволит застрахованным осуществлять осознанный выбор УК и НПФ.

  Относительно изменения порядка рассылаемых документов ситуация выглядит несколько сложнее. Принято решение рассылать гражданам только извещения о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов без приложения двух бланков (с 2004 г.) заявлений с инструкциями по их заполнению: бланка заявления для выбора инвестиционного портфеля (УК) с инструкцией по его заполнению и бланка заявления о выборе НПФ, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, с инструкцией по его заполнению.
  Предлагается обеспечить наличие необходимых бланков заявлений с инструкциями в территориальных органах ПФР и органах (организациях), с которыми заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей.
  Доводы Минздрава следующие:

1)    Из 40 млн. застрахованных лиц, которым в 2003 г. были разосланы бланки заявлений, только 2% воспользовалось правом выбора УК. При этом почти 90% принятых заявлений, было подано не на бланках, разосланных ПФР. Таким образом, только 0,17% от общего числа застрахованных лиц воспользовалось бланком заявления, полученным из ПФР.

2)    Как показала практика, большинство граждан заполняли заявления о выборе УК непосредственно в органах ПФР или в организациях, с которыми у ПФР заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, в соответствии с образцом заполнения заявления, представленным на информационном стенде.

3)    Принятие указанных поправок позволит сократить расходы на изготовление и рассылку почтовых отправлений застрахованным лицам. При этом следует иметь в виду, что указанные расходы уменьшают сумму чистого финансового результата, полученного ПФР от временного размещения средств пенсионных накоплений. В 2003 г. при информировании застрахованных лиц расходы на изготовление и рассылку почтовых отправлений в виде заказного письма, в каждый из которых кроме извещения входил также бланк заявления о выборе УК, составили свыше 300 млн. руб. (каждое письмо весом до 20 гр.). С учетом возрастания количества подлежащих рассылке в 2004 г. вложений вес одного письма превысит 20 гр., и расходы только на их доставку вырастут на десятки миллионов рублей.

Кроме того, законопроектом предусматривается также определение порядка и сроков выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц сумм средств пенсионных накоплений, порядка осуществления таких выплат и расчета суммы пенсионных накоплений, подлежащих выплате. Данное положение законопроекта требует отдельного изучения после появления окончательного варианта.

  Вывод: Предлагаемые правительством изменения порядка рассылаемых документов трудно оценить однозначно. По нашему мнению, они лишь направлены на усиление информационной блокады населения.
  Безусловно, государственные средства должны использоваться наиболее рационально, однако в случае с пенсионной реформой экономия в несколько десятков миллионов рублей на снижении и без того низкого уровня информационного обеспечения граждан – нерациональна. Поэтому подобного рода экономия в настоящий момент неуместна, неэффективна и не отвечает целям и задачам проводимой реформы.
  Кроме того, если взять размер экономии (точно сумма не называется, для расчета используем, например, 99 млрд. руб. – максимальный двухзначный размер, так как в итоговом Постановлении Правительства сказано: “...десятки миллионов рублей”) в процентном отношении к сумме чистого финансового результата ПФР за 2002-2003 гг. от временного размещения средств пенсионных накоплений (в 2002 г. – 13489 млн. руб., в 2003 г. – 2015 млн. руб. Всего: 15504 млн. руб.), то результатом будет 0,6%. Неправда ли, значительная экономия – это к слову о том, насколько указанные расходы уменьшают сумму чистого финансового результата.

  Очевидно, что требуется широкомасштабная информационная поддержка пенсионной реформы со стороны государства, осуществление разъяснительной работы с целью прояснения для граждан страны всей степени важности и необходимости ее проведения, и в условиях полного провала этой работы (о чем мы неоднократно писали) экономить несколько десятков миллионов просто смешно!
  На наш взгляд, здесь может быть два варианта оценки рассматриваемых изменений, вносимых правительством:

1)    Либо правительство непрофессионально в направлении пенсионной реформы в целом.

2)    Либо этот шаг предпринимается сознательно для того, чтобы, во-первых, сохранить высокую долю госуправляющей компании (ВЭБ), и, во-вторых, возможно, даже увеличить ее, хотя цена вопроса – всего несколько процентов доли рынка.

Мало того, что государство в лице ПФР и других заинтересованных ведомств проводит разъяснительную кампанию не должным образом, так еще вынуждает граждан, которые и так не слишком ориентируются в хитросплетениях реформы, искать территориальные управления ПФР и, наверняка, выстаивать в очередях на подачу заявлений.
  В целом же, довольно странная логика рассуждений. На самом деле, неизвестно, что эффективней, рассылать лишних 2 листка бумаги, либо обеспечить территориальные органы ПФР дополнительной нагрузкой, эффективность работы которых в результате такого шага вряд ли повысится.

  Очевидно, что граждан ограничивают в реализации своего права на выбор инвестиционного портфеля, так как им придется выполнять дополнительные действия, которые, безусловно, будут сопряжены со значительными временными затратами. Конечно, гражданам можно всего этого не делать, но ведь мы помним, что в случае пассивной стратегии застрахованного лица его средства автоматически переводятся в госуправляющую компанию. Так на что же в таком случае направлено данное решение правительства с подачи Минздрава?
  Кроме того, 1 июля т.г. истекли первые три месяца с момента получения управляющими компаниями (включая ВЭБ) в управление пенсионных накоплений граждан. В то же время до сих пор не разработан и законодательно не закреплен единый порядок раскрытия информации о результатах инвестирования и полученной управляющими компаниями доходности. Очевидно, что именно этим правительство должно заниматься в первую очередь. Потому что в настоящий момент гражданин не может сравнить результаты деятельности управляющих компаний для принятия решения о выборе УК (если он будет это делать впервые), либо понять, следует ли ему менять управляющую компанию.