Полный провал пенсионной реформы в России

in Вестник РЭО №138, Население, Пенсионная реформа, Реформы

22 сентября правительство одобрило проект закона о порядке финансирования накопительной части трудовых пенсий и особенностях инвестирования пенсионных накоплений граждан, сообщает "Интерфакс". Документ представлял глава Минэкономразвития Г.Греф. Первые выплаты накопительной части трудовых пенсий для льготных категорий граждан и тех, кто имеет право на пенсию при выработке определенного стажа, вне зависимости от возраста, могут начаться уже с 2005 г. По его словам, с 2005 г. число граждан, которые смогут получать накопительную часть трудовых пенсий, оценивается примерно в 200 тыс. в год, а с 2012 г. начнется массовое правоприменение закона.

  Г.Греф сообщил, что законопроект предполагает формирование так называемого аннуитетного резерва, где будут аккумулироваться средства лиц, которым уже назначена и накапливается часть трудовой пенсии. Кроме того, будет возможность перевода этих средств в негосударственные пенсионные фонды, однако для этого необходимо принять подзаконные акты.
  Министр пояснил, что с момента назначения пенсии все средства накопительной части поступают в аннуитетный резерв и уже передаваться в распоряжение или наследование не могут.

  Г.Греф также сообщил, что для управления аннуитетным резервом будет создана отдельная специализированная государственная компания. При этом ею не сможет стать Внешэкономбанк. Инвестирование этих средств будет осуществляться обособленно от пенсионных накоплений для лиц, не достигших еще пенсионного возраста. Размер аннуитетного резерва глава МЭРТ оценивает не менее чем в $20 млрд., а на пике платежей он может составить $30-40 млрд.

  По словам Г.Грефа, определение в законопроекте так называемого "периода дожития" пенсионера не будет означать, что вышедший на пенсию человек в случае превышения этого предела останется без пенсионного обеспечения. "Срок дожития определяется средний для группы пенсионеров, он важен для расчетов, но пенсия будет выплачиваться пожизненно каждому пенсионеру", – сказал Г.Греф. Именно этим целям и будет служить создаваемый аннуитетный резерв, обеспечивая выплаты всем до единого пенсионерам, "пока они живы". В настоящий момент средний период дожития составляет 19 лет. "Надеюсь, что со временем этот срок будет выше", – заметил Г.Греф.

  Министр сообщил, что в данной сфере будет осуществляться государственный контроль и надзор, однако пока соответствующие органы не названы. "Но, скорее всего, ими станут Служба надзора за финансовыми рынками и министерство финансов", – сказал Г.Греф.
  О ходе информирования граждан сообщил глава Минздрава М.Зурабов. Минздрав считает возможным изменение сроков подачи заявлений гражданами, так как сейчас ситуация с подачей заявлений "крайне неудовлетворительная". На данный момент подано всего 4 тыс. заявлений, что министр считает "катастрофически скромным показателем" по сравнению с 704 тыс. заявлений в 2003 г. Сейчас срок подачи заявлений ограничен 1 октября. Отдельно М.Зурабов предложил рассмотреть вопрос, касающийся возможности подачи заявлений в течение всего года.

  В 2004 г. гражданам было разослано 42,256 млн. писем с уведомлениями о состоянии накопительных счетов (в 2003 г. – 41,128 млн. писем). М.Зурабов сообщил, что в 2003 г. на накопительных счетах находилось 339,3 млрд. руб.
  Кроме того, министр отметил, что Внешэкономбанк показал лучшие результаты по сравнению с частными компаниями. М.Зурабов заявил, что значительно осложняет процесс инвестирования накопительных пенсионных средств граждан недостаточное развитие российских финансовых рынков. В этой связи, премьер-министр РФ дал поручение спланировать осенние заседания правительства таким образом, чтобы детально и комплексно обсудить вопросы развития банковской системы и финансовых рынков.
  М.Фрадков также отметил необходимость организовать разъяснительную работу с населением по вопросу инвестирования пенсионных накоплений. М.Фрадков отметил, что "зачастую такие сложные термины простому человеку не понятны", однако "государство делает все, чтобы улучшить с помощью этих мер жизнь именно простого человека". "Надо сделать словарик, с переводом терминов на русский язык", – в частности, отметил М.Фрадков.

  "Граждане, не волнуйтесь, государство делает все, чтобы вас защитить. Если не вам достанется, если вы не доживете, то хотя бы ваши родственники получат это через экономику", – успокоил всех премьер.
  Глава Федеральной службы по финансовым рынкам О.Вьюгин со своей стороны также внес предложение. По мнению О.Вьюгина, "одним из вариантов инвестирования средств пенсионных накоплений могло бы стать их размещение на зарубежных площадках через покупку акций российских компаний за рубежом".
  Кроме того, о чем говорилось на заседании правительства, ПФР в настоящее время рассматривает возможности дальнейшего совершенствования, в том числе с точки зрения повышения экономичности, процесса информирования граждан о состоянии лицевых счетов накопительной части пенсии. В частности, предлагается возможность непосредственно рассылки извещений один раз в 5 лет, а также через электронные системы информирования, например, задействуя систему стандартных банковских пластиковых карт.

  Вывод ко всему вышесказанному будет построен следующим образом. Сначала приведены положительные стороны нововведений, затем – отрицательные, после чего будет сделан общий вывод.

Положительные стороны:
  Следует позитивно оценить в целом идею дальнейшего инвестирования накоплений граждан после выхода на пенсию, а также идею обособления в отдельный фонд этих средств граждан. Действительно, выделение накоплений граждан, уже вышедших на пенсию, их общей массы средств, накапливаемых в течение трудовой деятельности, оправдано, так как, по большому счету, цели инвестирования здесь разные. Если до выхода на пенсию главная задача, говоря в общем, состоит в обеспечении сохранности средств, а потом уже в их приросте, то после выхода на пенсию – скорее в их дальнейшем приращении, чем просто сохранности.

Отрицательные стороны:
  Негативно следует воспринять отсутствие возможности наследования пенсионных накоплений. По нашему мнению, необходимо более цивилизованно определить порядок наследования в случае смерти гражданина до и после выхода на пенсию. Предлагаемый механизм является несправедливым. Если человек умирает в течение первых 3 или 5 лет, должна быть определена часть, которую нужно выплатить родственникам (возможно, до 75%). Это было бы справедливо, потому что данные средства человек собирал для того, чтобы поддерживать не только себя, но и свою семью. И если, допустим, умирает глава семьи, у которого был больший доход и большая часть пенсии, то, естественно, рушится состояние всей семьи.

  Результаты выбора частных управляющих компаний в 2004 г. действительно катастрофические! За прошедший год государство не сделало ничего для повышения информированности граждан о важности пенсионной реформы и необходимости участия в ней. И неправильно здесь делать вывод о том, что основная масса граждан России настолько финансово подкована, что может принять решение на основе анализа показателей доходности УК. Зачастую даже профессионалам рынка трудно судить о доходности, так как оценить ее можно только в долгосрочном периоде, что не представляется сейчас возможным, так как по-настоящему рынок начал формироваться лишь несколько лет назад. Делать же вывод по итогам работы компаний в течение 1-2 лет – некорректно.
  Кроме того, у граждан как не было, так и нет единой информации о результатах деятельности УК. Дело в том, что не существует единого стандарта представления данных о деятельности УК. Очевидно, что данный стандарт государство должно было разработать еще до запуска реформы, однако его нет до сих пор.

  Конечно, неплохо было бы подготовить и выпустить некий "словарик", объясняющий гражданам используемые термины доступным языком. Только логичней было это делать опять же на стадии подготовки к запуску пенсионной реформы.
  Идея покупки депозитарных расписок российских эмитентов полностью лишена целесообразности. Механизм выпуска депозитарных расписок на российские акции создан специально для иностранных инвесторов и нет смысла его использовать российскими же инвесторами. Это лишь выльется в рост операционных издержек за счет все тех же пенсионных средств граждан.

Обобщение:
  В целом положительно можно охарактеризовать идею применения электронных систем информирования, в частности, с использованием банковских пластиковых карт. Однако сеть обслуживания таких карт, несмотря на заявления правительства, не столь обширна по России. В основном, это направление развивается в центральных регионах, но сплошного охвата по стране не наблюдается.
  На наш взгляд, в деле информирования следовало бы задействовать систему социальных карт, которые имеются на руках у всех граждан страны. Последовательность действий здесь должна быть следующей:

1)    Необходимо заменить все социальные карты с целью активации и занесения на них всей социальной информации о гражданине, а также информации о состоянии его лицевого счета.

2)    ПФР должен заключить соглашения со всеми крупными банками относительно создания Единой унифицированной системы банковских пластиковых социальных карт.

3)    Таким образом, социальные карты должны быть адаптированы к использованию в рамках существующей системы банкоматов.

4)    Создание единого банка данных ПФР, к которому и будет обращаться гражданин с помощью своей социальной карты через банкомат любого банка, участвующего в системе.

Таким образом, на карте будет аккумулироваться вся необходимая социальная информация для каждого гражданина (которую можно в дальнейшем пополнять) и он сможет в любой момент времени ознакомиться с ней. Для государства здесь также прослеживается прямая выгода – ввод данной системы позволит:

1)    Сократить издержки на рассылку писем, а также иных сопутствующих затрат.

2)    Придать стимул развитию пластиковых карт в стране.

3)    Социальная система информирования, таким образом, переводится на качественно иной уровень.

Таким образом, можно говорить о полном провале пенсионной реформы! Если в прошлом году количество активных участников реформы (не "молчунов") составляло 700 тыс. чел., то в 2004 г. – 4 тыс. чел., то есть в 176 раз меньше. Разве это не провал реформы?
  Всё это еще раз подтверждает нашу мысль (подробнее см. спецдоклад Русского экономического общества "Пенсионная реформа в России?") о том, что нельзя было спешно внедрять новую пенсионную систему без окончательной проработки.