Пенсионная реформа: Россия – не Европа

in Вестник РЭО №162, Население, Пенсионная реформа, Реформы

8 апреля т.г. представители Еврокомиссии заявили, что страны ЕС должны немедленно приступить к серьезному реформированию пенсионных систем, чтобы свести к минимуму отрицательные последствия старения и сокращения населения, сообщает "Reuters".

По данным Евростата, к 2050 г. число людей в трудоспособном возрасте от 15 до 64 лет сократится в регионе на 52 млн. чел. (на 17%) до 255 млн. чел. При этом к 2050 г. число пожилых людей в возрасте 65 лет и старше почти удвоится до 134,5 млн. чел., что составит около трети всего населения ЕС. Их доход и социальное обеспечение сейчас во многом зависят от работающих граждан.

В южных странах Евросоюза (Испании, Италии и Греции) процент пожилых людей будет самым высоким в регионе, в то время как на севере, в Нидерландах, Люксембурге и Дании – самым низким.

Как отмечают в ЕС, хотя иммиграция позволит увеличить общее число жителей ЕС в ближайшие 20 лет на 13 млн. чел. до 470 млн. чел., после 2025 г. она не сможет компенсировать низкий уровень рождаемости.

К 2050 г. население ЕС сократится до 450 млн. чел. В частности, в ближайшие 45 лет население Латвии уменьшится почти на одну пятую, Эстонии, Литвы, Чехии, Венгрии, Словакии и Польши – на 12-17%, Германии – сократится почти на 8 млн. чел., Италии – на 5,2 млн. чел., Польши – на 4,5 млн. чел. Однако во Франции число жителей вырастет на 5,8 млн. чел., Великобритании – на 4,7 млн. чел., Ирландии – на 1,5 млн. чел.

Вывод: На данный момент, после подведения итогов пенсионной кампании 2004 г., можно констатировать то, что пенсионная реформа в РФ фактически зашла в тупик и проблемы, выявленные в 2003 г., не только не уменьшились, но даже возросли. В условиях плохой организации подготовительных мероприятий более 90% средств было по умолчанию переведено в государственную управляющую компанию. По итогам 2004 г. Пенсионный фонд РФ получил 376 тыс. заявлений граждан о выборе управляющей компании либо негосударственного пенсионного фонда, что составляет чуть более 50% от числа заявлений, поданных в 2003 г. (704 тыс. заявлений). Это свидетельствует о низком интересе граждан к реформе. Конкурс управляющих компаний в 2004 г. не состоялся, так как не было подано ни одной заявки на принятие участия в нем. Информированность граждан о сути мероприятий в рамках реформы крайне низка и действенных мер со стороны государства в этом направлении по-прежнему не наблюдается. Правительство приняло решение об исключении из реформы основной группы работающего населения (1966 года рождения и старше), что снижает потенциал привлечения средств. Процесс реформирования лишен динамики, роль граждан в процессе принятия решения об обеспечении собственной старости ничтожна.

Очевидно, что прогресс в пенсионном направлении зависит от того, как будет организована работа по информированию граждан, и от того, какая доля средств достанется частным компаниям. Пока эта доля сохраняется на уровне примерно 2%. Со временем количество компаний, допущенных к управлению, возрастет. В том случае, если не будет увеличиваться доля граждан, готовых передать свои пенсионные накопления в управление частным компаниям, сумма, которая потенциально может достаться одной УК или НПФ, будет уменьшаться, поэтому в такой ситуации стремиться им к участию в этой системе нет смысла. В этом случае частные компании вполне могут стать заложниками ситуации.

В условиях того, что ежегодно численность населения России в среднем сокращается на 700 тыс. чел., и динамика старения в целом не снижается, необходимость немедленной активизации процессов в направлении пенсионного реформирования очевидна. Судя по всему, в Евросоюзе воспринимают эту проблему всерьез.