Дальнейшие шаги правительства в области пенсионной реформы

in Вестник РЭО №185, Население, Пенсионная реформа, Реформы

Как известно, в начале декабря все управляющие компании представили информацию о результатах своей деятельности по итогам девяти месяцев текущего года. Данная процедура стала обязательной, после того как Минфин утвердил своим приказом стандарты раскрытия информации об инвестировании пенсионных накоплений. Таким образом, вкладчики теперь имеют возможность ежеквартально получать информацию о динамике своих накоплений, а также сравнивать результаты работы различных УК.

В целом же, результаты работы большинства УК по итогам 9М05 оказались весьма успешными: в большинстве случаев норма доходности составила в пределах 15-35%. Поэтому в текущем году большинство клиентов частных УК смогут не только защитить свои пенсионные накопления от инфляции, но и преумножить их.

В то же время результаты работы Внешэкономбанка, в котором сосредоточено 135,3 млрд. из 139,5 млрд. руб. пенсионных накоплений, оказались несколько хуже средних – 12,5%. Далеко не лучшие результаты ВЭБа были вполне ожидаемы с учетом имеющихся у него ограничений. Как известно, Внешэкономбанка не может использовать пенсионные накопления для покупки акций, муниципальных или корпоративных облигаций, а также для вложений в банковские депозиты.

Для решения этой проблемы, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) намерена в начале 2006 г. направить в правительство поправки, касающиеся передачи средств пенсионных накоплений так называемых "молчунов" из государственной управляющей компании – ВЭБ – в частные управляющие компании. То есть накопления граждан, не известивших ПФР о намерении доверить свои накопления той или иной частной УК, будут автоматически переведены в одну из управляющих компаний. Причем количество УК, которые будут допущены к управлению пенсионными накоплениями по такой схеме, вероятно, будет достаточно ограниченным. Кроме того, данные УК должны будут придерживаться определенной структуры портфеля.

В целом согласно заявлениям представителей ФСФР вкладчики будут иметь возможность инвестировать средства как минимум в три портфеля: "суперконсервативный" (в его состав будут входить только госбумаги), а также "консервативный" и "сбалансированный", позволяющие инвестировать в акции и облигации отечественных и иностранных компаний с рейтингом, не ниже инвестиционного. По планам ФСФР все необходимые изменения в законодательную базу должны быть внесены в 2006 г. и вступят в силу уже к 2007 г.

Вывод: В последнее время Минфин и ФСФР начали делать заявления, способные оживить пенсионную реформу. С другой стороны, это пока заявления, нужны реальные действия. На сегодняшний же день очевидно, что первый этап реформы был проведен неудачно, между тем дальнейшее инерционное протекание пенсионной реформы может обернуться весьма негативными последствиями. Так, по оценкам ПФР, к 2010 г. дефицит фонда может достигнуть 1 трлн. руб., при этом в последующие годы отрицательная динамика будет только усиливаться в связи тенденциями в демографической ситуации.

При этом перевод значительной части пенсионных накоплений в частные УК будет иметь очевидные положительные последствия как для граждан, так и для экономики страны в целом:

·         Во-первых, инвестирование в инструменты фондового рынка (при условии, если оно будет осуществляться профессиональными управляющими) позволит не только уберечь накопления от инфляции, но и преумножить их. Так, по некоторым оценкам, индекс РТС может достичь к 2015 г. отметки в 8000 пунктов. При этом, если исходить из более консервативной оценки в 5000 пунктов, то это позволит получить доходность в сложных процентах около 17,5% годовых (хотя, безусловно, у управляющих компаний не будет возможности приобретать какие угодно акции, а только наиболее надежные).

·         Во-вторых, привлечение пенсионных сбережений в частные УК будет способствовать развитию отечественного фондового рынка и даст возможность российским компаниям привлекать дополнительные средства для своего развития с наименьшими издержками. Как известно, в США пенсионные фонды являются крупнейшими институциональными инвесторами, что обеспечивает значительный приток "длинных денег" в экономику.

В то же пока остается ряд вопросов каким образом будет организован процесс перетока денежных средств в частные УК. Очевидно, что, в первую очередь, государственные органы должны учесть предыдущие просчеты в области информирования населения. И все же, если количество "молчунов" не уменьшится, процесс распределения накоплений среди управляющих компаний должен быть подчинен строго закрепленным и понятным критериям. Если данные важнейшие условия будут соблюдены, то позитивные сдвиги в области пенсионной реформы действительно могут произойти.