Об исполнении бюджета Пенсионного фонда РФ в 2004 г.

in Вестник РЭО №173, Население, Пенсионная реформа

Объем доходов Пенсионного фонда России (ПФР), утвержденный на 2004 г., составил 1000,3 млрд. руб., при этом израсходовать предполагалось 946,6 млрд. руб. При этом доходы и расходы по составляющей, не связанной с обязательным накопительным элементом, то есть распределительной части, составили соответственно 916,6 млрд. руб. и 936,4 млрд. руб.

По итогам 2004 г. фактический объем доходов составил 1015,8 млрд. руб., расходов – 967,5 млрд. руб. В результате образовался профицит в 48,3 млрд. руб. По распределительной составляющей доходы составили 932,0 млрд. руб., расходы – 965,9 млрд. руб. Образовавшийся кассовый разрыв в 33,9 млрд. руб. обеспечивался за счет средств финансового резерва, объем которого на начало 2004 г. составил 100,4 млрд. руб., а на конец года – сократился до 66,5 млрд. руб.

Расходы на обязательное пенсионное обеспечение в 2004 г. составили 926,3 млрд. руб. (103% к годовому назначению или 5,5% ВПП), в том числе финансирование выплат трудовых пенсий составило 868,7 млрд. руб. или 103,2% от запланированного уровня.

Расходы на выплату базовой части трудовой пенсии, включая затраты на ее доставку, составили 316,6 млрд. руб. (36,5% от совокупных затрат на выплату пенсий), расходы на выплату страховой части пенсии составили, включая расходы на доставку, 552,0 млрд. руб. (63,5% от суммарных затрат на выплату трудовых пенсий).

Доходы по накопительному элементу составили по итогам 2004 г. 83,8 млрд. руб., расходы – 1,6 млрд. руб. По состоянию на 1 января 2005 г. объем пенсионных накоплений российских граждан составил 173,9 млрд. руб.

Доходы в накопительной схеме формировались в основном за счет страховых взносов, поступивших в ПФР – 74,3 млрд. руб. (91,9% от плана), в том числе страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии – 70,6 млрд. руб., страховых взносов в виде фиксированного платежа – 1,4 млрд. руб.

Доходы от временного размещения средств  пенсионных накоплений 2004 г., с учетом погашения активов, приобретенных за счет средств накоплений 2004 г. – 2,3 млрд. руб. или 57,3% от годового плана), за счет средств накоплений 2003 г. – 3,3 млрд. руб. или 115,9% от запланированного объема.

Таким образом, общая сумма доходов, полученных в результате размещения средств пенсионных накоплений, составила 5,7 млрд. руб., в том числе 3,8 млрд. руб. – по государственным ценным бумагам в российских рублях и 1,9 млрд. руб. по государственным ценным бумагам, выраженным в иностранной валюте.

Расходы по обязательному накопительному элементу составили 1,6 млрд. руб. и распределились следующим образом:

1.  Затраты, связанные с временным размещением средств пенсионных накоплений и реализацией активов – 37,5 млн. руб.;

2.    Расходы, связанные с ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов, обеспечением формирования средств накоплений и выплаты накопительной части трудовых пенсий – 446,6 млн. руб.;

3.    Передача средств пенсионных накоплений в  негосударственные пенсионные фонды в соответствии с заявлениями застрахованных лиц – 1,135 млн. руб.

Вывод: Исполнение бюджета ПФР в 2004 г. характеризовалось образованием дефицита по распределительной составляющей и профицита по накопительному элементу, причем размеры последнего позволили получить в целом профицитное исполнение.

Несмотря на то, что актуальность реформирования системы пенсионного обеспечения в России очевидна как никогда, к сожалению, никакого реального прогресса в данном направлении не наблюдается. Тем временем, общее старение населения России, наряду с сокращением численности экономически активного населения, заводят фактически существующую распределительную систему в тупик.

Судя по всему активизации пенсионной реформы в среднесрочной перспективе, ожидать не следует, даже проект среднесрочной программы действий правительства на 2006-2008 гг. не предусматривает значительных изменений.

Таким образом, уже в ближайшие годы, по нашим оценкам, в рамках распределительной составляющей пенсионной системы будет складываться нарастающий дефицит, который, скорее всего, будет покрываться за счет средств федерального бюджета, поскольку другие источники доходов для покрытия указанного дефицита фактически отсутствуют.