Политический сценарий №9: новое правительство РФ
- Войдите чтобы оставить комментарии
Мы в целом оцениваем позитивно смену правительства накануне президентских выборов, поскольку таким образом удалось сократить на два с лишним месяца неопределенность, которая очень плохо влияет на работу государственного аппарата.
Понятно, что для такого шага были и чисто политические причины. Например, в случае неявки граждан на выборы (менее 50%) именно премьер-министр должен был встать во главе государства, что было неприемлемо в случае с М.Касьяновым. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что общество как никогда пассивно в преддверии выборов, а смена правительства дала мощный импульс к возрождению интереса к политике.
Наконец, дав правительству М.Касьянова оценку “удовлетворительно”, Президент четко указал недовольным, кто повинен в проблемах и наказан увольнением.
Вместе с тем, не можем не отметить, что, с нашей точки зрения, правительство Касьянова в целом можно оценить положительно, поскольку явных “проколов” было не так много, а кое-что удалось и сделать. Кроме того, ему удалось сохранять баланс сил в правительстве, хотя сам он был явно из “чужой” команды.
Многочисленные мрачные прогнозы относительно состава нового правительства не оправдались, хотя никто и не смог предсказать назначение М.Фрадкова. Теперь, оглядываясь назад, становятся понятными его возвращение из бизнеса в государственный аппарат, получение должности руководителя налоговой полиции (то есть он побывал “силовиком”), а затем отправление на “обкатку” в ЕС в Брюссель. При этом он явно не был ближайшим соратником Президента, скорее “кадровым резервом”.
С другой стороны, учитывая последнее обстоятельство, трудно поверить, что М.Фрадкову готовится участь “наследника”. Скорее, это новый временный вариант, призванный дать время подготовиться к следующему политическому циклу и еще дальше “задвинуть” остатки команды “семьи”.
Спокойный, непубличный Фрадков с типичной внешностью советского начальника вполне подходит для масс бюрократов и избирателей. Для более продвинутых есть аргумент знания языков, внешторговская карьера и посольство в Брюсселе, для силовиков – служба в полиции и намеки на связи с разведкой (что вполне вероятно). Еврейская кровь затыкает рты тем, кто в последнее время любил поговорить о национализме и антисемитизме российских властей. Весьма продуманное назначение.
Своим первым и единственным замом Фрадков берет известного ему с советских времен депутата А.Жукова, имеющего опыт работы в Минфине, бизнесе и Госдуме и способного договариваться с любыми по взглядам сторонами. Профессионал, умеренный либерал, приятный и компромиссный человек – именно он должен прикрыть тылы Фрадкова и наладить работу правительства в экономической части.
При этом сохранили министерские посты Г.Греф и А.Кудрин – самостоятельные и влиятельные политики, олицетворяющие сегодня либеральные реформы. Вместе с А.Жуковым они создают даже более реформаторский облик правительства, чем это было при М.Касьянове.
Одновременно со сменой правительства В.Путин пошел и на кардинальную реформу правительственного аппарата, сократив число министерств с 30 до 14, оставив только одного вице-премьера и прямо заявив, что аппарат правительства не должен быть “теневым” правительством. Такой радикальной реформы правительства у нас не было со времен Сталина, хотя вопрос о ее эффективности остается, конечно, открытым.
Среди министерских назначений не было огромных сюрпризов, хотя очень заметно почти полное исчезновение кадров “ельцинской семьи”, включая министра иностранных дел Иванова, таможенника Ванина и некоторых других. Единственным близким “семье” человеком называют теперь Зурабова, ставшего новым министром здравоохранения и социальной политики.
Правда, некоторые ставленники семьи почти неизбежно всплывут в качестве заместителей министров и руководителей правительственных агентств (новое понятие, заменившее “комитеты”). С этими агентствами и службами пока многое непонятно, так как от переименования ведомств суть обычно не меняется. Однако тот факт, что теперь 14 министров плюс премьер, его заместитель и руководитель аппарата правительства могут сесть за один стол и нормально беседовать, обсуждать вопросы, принимать решения, свидетельствует о том, что мы приблизились к цивилизованной схеме работы правительства.
Одним из самых интригующих является назначение Д.Козака министром и руководителем аппарата правительства. Обычно говорят, что творцу административной реформы теперь дали возможность проводить ее на практике, но план, как нам кажется глубже. Вполне возможно, что именно Козак будет премьер-министром в конце второго срока В.Путина. Когда это случится (через 3, 6, 12 или 24 месяца) никто не знает, но складывается впечатление, что осторожный В.Путин решил дать Козаку возможность поднабраться опыта. Впрочем, и другие кандидаты в премьер-министры (включая Кудрина, Грефа и др.) также не оставляют надежды занять этот пост.
Парочка назначений типа министра культуры и информации Соколова и министра транспорта и коммуникаций Левитина выглядят весьма странными и чисто политическими. Понятно, что ректор Консерватории не имеет реального опыта управления, а зам. генерального директора не самой крупной компании вряд сможет сходу отладить работу нового министерства транспорта и коммуникаций. При этом само слияние старых министерств и взаимодействие с непонятными пока агентства может представлять собой крайне сложную задачу.
В целом позитивно оценивая вновь сформированное правительство, мы не обольщаемся относительно его эффективности и радикальности намерений. В целом реформаторский курс продолжится, но без особых прорывов. Это правительство “мирного времени, высоких цен на нефть”. Неизбежное в будущем ухудшение экономической конъюнктуры проверит его на прочность.
Впрочем, мы не считаем, что имеющаяся сегодня схема просуществует даже до конца 2004 г. Изменения могут быть и при повторном утверждении правительства после инаугурации Президента, и по ходу возникновения конкретных проблем. Тот факт, что М.Фрадков по многочисленным свидетельствам страдает слабым здоровьем (сильно болен) делает будущие перестановки почти неизбежными. Скорость перемен будет зависеть как от макроэкономической обстановки, так и о политических задач.
Ключевыми для нас остаются вопросы об изменении Конституции, введении третьего президентского срока и преемственности власти. С нашей точки зрения, сегодня наиболее вероятным представляется вариант, при котором Конституция меняется только в плане продления президентских полномочий с 4 до 5 лет. После этого Конституционный суд постановляет, что в этой связи Президент может баллотироваться еще 2 раза. В случае победы на выборах, В.Путин сможет оставаться Президентом до 2018 г.
В этой связи большую проблему представляет собой так называемый “административный ресурс”, который в последнее время широко применяется на всех выборах. Если эта практика продолжится, то легитимность власти постепенно станет все более проблематичной. Однако все это касается более далекой перспективы. Она в значительной мере будет определяться и экономическим состоянием страны, которое определяет популярность политиков. При ухудшении состояния экономики никакой административный ресурс не спасет власть, но нынешнее новое правительство пока внушает нам осторожный оптимизм.