Социальная политика: реформирование системы льготирования

in Вестник РЭО №126, Население, Другие аспекты

29 апреля т.г. на заседании Правительства РФ рассматривались вопросы реформирования системы льгот. В частности, обсуждался предложенный Минздравом проект закона “О реализации мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством РФ для отдельных категорий граждан”, касающийся реформирования системы льгот на федеральном уровне. В рамках разграничения федеративных полномочий между центром и регионами на федеральном уровне предлагается закрепить финансирование льгот для героев, ветеранов и участников ВОВ, ветеранов боевых действий, а также инвалидов и ряда других категорий. На региональном уровне – финансирование льгот для тружеников тыла и ветеранов труда.

  Кроме того, законопроектом предлагается предусмотреть возможность выбора для категорий льготников, закрепленных за федеральным бюджетом, между льготами в “натуральном” виде и переводом льгот в выплачиваемую ежемесячно денежную компенсацию, на которую можно будет приобрести пакеты социальных услуг. Предполагается, что данная система начнет функционировать с 2005 г.
  Как отмечалось на заседании правительства, в настоящее время общая стоимость льгот оценивается в 165 млрд. рублей, из которых реально используются льготы на сумму примерно 40 млрд. руб.
  Что касается льготников, закрепленных за бюджетами субъектов РФ, прежде всего, ветеранов труда и тружеников тыла, то решение относительно них должно приниматься регионами самостоятельно. По словам главы Минздрава М.Зурабова, регионы должны будут определиться в какой форме и объеме осуществлять финансирование этих льгот, сообщает “ИНТЕРФАКС-АФИ”.

  Вывод: Система социальной поддержки в России давно требует корректировки, поэтому первые шаги в данном направлении следует оценивать в целом позитивно.
  Очевидно, что любая система льгот порождает злоупотребления. Кроме того, в реальности не все социально незащищенные слои населения нуждаются в полном объеме льгот: некоторые не пользуются какими-то услугами государства, кто-то пользуется нерегулярно, а финансовые ресурсы на эти цели выделяются из бюджета постоянно. Отсюда – низкая эффективность проведения социальной политики государством по показателю эффективности расходов.

  В создании смешанной системы предоставления льгот (в натуральном виде и в виде компенсаций), о чем шла речь на заседании правительства, на наш взгляд, нет необходимости. Единственно правильным решением в данной ситуации является замена льгот прямыми субсидиями, однако только при условии соответствующей индексации в дальнейшем, не ниже уровня инфляции. В принципе, данный подход можно применять во всех сферах, где идет речь об использовании бюджетных средств, эффективность только увеличится. При организации же смешанной системы предоставления льгот и выплат будет создана лишь дополнительная почва для различных злоупотреблений. Необходимо единство системы. И если такая система (прямых субсидий) будет должным образом организована, выиграет от этого как население в целом, так и государство (ввиду повышения эффективности госрасходов).