2004 г.: каким он будет для России?

in Вестник РЭО №121, Прогноз

Русское экономическое общество хотело бы кратко сформулировать свои представления о том, каким будет 2004 г. для России.

Основные политические тенденции:
  После парламентских выборов в конце 2003 г. можно фактически говорить о том, что в стране произошла консолидация законодательной власти в руках исполнительной власти. Таким образом, вся полнота ответственности в настоящее время лежит на последней.
  Смену правительства накануне президентских выборов в целом мы оцениваем позитивно, поскольку таким образом удалось сократить на два с лишним месяца неопределенность, которая очень плохо влияет на работу государственного аппарата.
  Понятно, что для такого шага были и чисто политические причины. Например, в ситуации недостаточной явки граждан на выборы (менее 50%) именно премьер-министр становился во главе государства, что было неприемлемо в случае с М.Касьяновым. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что общество как никогда пассивно в преддверии выборов, а смена правительства дала мощный импульс к возрождению интереса к политике.

  Наконец, дав правительству М.Касьянова оценку “удовлетворительно”, Президент четко указал недовольным, кто повинен в проблемах и наказан увольнением.
  Вместе с тем, не можем не отметить, что, с нашей точки зрения, правительство Касьянова в целом можно оценить положительно, поскольку явных “проколов” было не так много, а кое-что удалось и сделать. Кроме того, ему удалось сохранять баланс сил в правительстве, хотя сам он был явно из “чужой” команды.

  Многочисленные мрачные прогнозы относительно состава нового правительства не оправдались, хотя никто и не смог предсказать назначение М.Фрадкова. Теперь, оглядываясь назад, становятся понятными его возвращение из бизнеса в государственный аппарат, получение должности руководителя налоговой полиции (то есть он побывал “силовиком”), а затем отправление на “обкатку” в ЕС в Брюссель. При этом он явно не был ближайшим соратником Президента, скорее “кадровым резервом”.
  С другой стороны, учитывая последнее обстоятельство, трудно поверить, что М.Фрадкову готовится участь “наследника”. Скорее, это новый временный вариант, призванный дать время подготовиться к следующему политическому циклу и еще дальше “задвинуть” остатки команды “семьи”.

  В целом, позитивно оценивая вновь сформированное правительство, мы не обольщаемся относительно его эффективности и радикальности намерений. Реформаторский курс продолжится, но без особых прорывов. Это правительство “мирного времени, высоких цен на нефть”. Возможное в будущем ухудшение экономической конъюнктуры проверит его на прочность.
  Впрочем, мы не считаем, что имеющаяся сегодня схема просуществует даже до конца 2004 г. Изменения могут быть и при повторном утверждении правительства после инаугурации Президента, и по ходу возникновения конкретных проблем. Скорость перемен будет зависеть как от макроэкономической обстановки, так и от политических задач.

  Ключевыми для нас остаются вопросы об изменении Конституции, введении третьего президентского срока и преемственности власти. С нашей точки зрения, сегодня наиболее вероятным представляется вариант, при котором Конституция меняется только в плане продления президентских полномочий с 4 до 5 лет. После этого Конституционный суд постановляет, что в этой связи Президент может баллотироваться еще 2 раза. Таким образом, В.Путин сможет оставаться Президентом до 2018 г.
  В этой связи большую проблему представляет собой так называемый “административный ресурс”, который в последнее время широко применяется на всех выборах. Если эта практика продолжится, то легитимность власти постепенно станет все более проблематичной. Однако все это касается более далекой перспективы. Она в значительной мере будет определяться и экономическим состоянием страны, которое определяет популярность политиков. При ухудшении состояния экономики никакой административный ресурс не спасет власть, но нынешнее новое правительство пока внушает нам осторожный оптимизм.

Основные экономические тенденции:
  В целом мы оцениваем перспективы российской экономики на 2004 год достаточно позитивно.
  Экономический курс старого правительства, в целом, будет продолжен. Могут поменяться отдельные персоналии, но в целом направление политики не изменится. Это означает, что для экономического роста и фондового рынка ситуация остается достаточно благополучной. В этом смысле мы достаточно оптимистичны.
  Задача по удвоению ВВП, поставленная Президентом В.Путиным, на наш взгляд, вполне достижима, если не будет каких-то кардинальных поворотов в экономической политике.

  Но ход реформ вселяет большую озабоченность. Очевидно, что экономический рост в стране, испытавшей за последние 15 лет существенные кризисы и падения (в том числе в 1998 г.), во многом происходит сам по себе при условии малейшей политической стабильности и отсутствии серьезных ошибок. Для того чтобы экономика действительно развивалась, экономический рост должен основываться на структурных сдвигах (повышении производительности труда, ином качестве ведения бизнеса), нужны реальные реформы.
  Резкого изменения цен на нефть в 2004 г. не произойдет. На мировом нефтяном рынке в целом сохранится высокий ценовой уровень (в среднем цены на нефть не опустятся ниже 25 долл./барр.). Основные факторы здесь: отсутствие прогресса в стабилизации ситуации в Ираке, проблемы с наращиванием резервов в странах – основных потребителях нефти и в целом истощимость нефти как ресурса.

  Говоря об инфляции, следует остановиться на нескольких моментах. Во-первых, достоверность данных по итоговой инфляции вызывает сомнения, так как методика Госкомстата непрозрачна. Во-вторых, очевидно, что ЦБ для того, чтобы уложиться в прогноз, нужно разрабатывать дополнительные инструменты по изъятию из обращения излишней денежной массы. В-третьих, трудно ожидать темпов инфляции ниже 10% в условиях, когда ЦБ не справляется с базовой инфляцией (что имело место по итогам 2003 г.).
  Скорее всего, текущий год не сулит нам больших перспектив в этом направлении, потому что мы видим очень осторожные прогнозы ЦБ, те же самые 8-10% у нас все время колеблются примерно на одном уровне. Тем не менее, ощущения такие, что вновь мы увидим 10 и выше процентов инфляцию, а это говорит о том, что в принципе эта проблема как бы стала хронической.

  Основным фактором, определяющим динамику обменного курса рубля в 2004 г., по-прежнему будет ситуация на мировых валютных рынках. В свою очередь, ЦБ не допустит чрезмерного укрепления рубля. Укрепление возможно в пределах 2-3%, что существенным образом не скажется на экономике.
  Кроме того, говоря об укреплении рубля, нужно четко понимать, что речь идет об укреплении рубля не только к доллару, но и ко всем другим основным валютам. Тогда это укрепление. Пока же это в основном лишь укрепление к доллару, поэтому о существенном реальном укреплении рубля пока говорить рано.
  Возможны сдвиги в налоговом реформировании по некоторым направлениям, однако формирования комплексной налоговой политики вряд ли стоит ожидать.

Ключевыми задачами для Президента В.Путина остаются:

1.    Формирование сильной профессиональной команды, отказ от повсеместного насаждения лояльных, но слабых людей.

2.    Решительные действия по борьбе с коррупцией, начиная с высшей бюрократии.

3.    Радикальное решение проблемы повсеместного использования “администра- тивного ресурса”.

4.     Построение цивилизованной судебной системы.

5.    “Новое дыхание” в сфере экономических реформ.

6.   Более жесткое отстаивание национальных интересов России и дальнейшее повышение влияния России в мире.