Анализ тенденций развития розничной торговли (потребительского рынка) в РФ в январе-октябре 2004 г.

in Вестник РЭО №148, Экономика

Оборот розничной торговли в январе-октябре т.г., по данным Росстата, вырос в товарной массе на 11,6 % по сравнению с АППГ и составил 4,43 трлн. руб. ($136,3 млрд.) В том числе, в октябре рост составил 12,2%. При этом удельный вес импортных товаров в товарных ресурсах розничной торговли в III квартале т.г. по сравнению с прошлым годом практически не изменился, составив 43,1% (43% в III квартале т.г.). Также напомним, что за 10 месяцев 2003 г. темпы роста объема розничной торговли в товарной массе были несколько меньше – 8,5%.

Касаясь отношения абсолютного объема розничной торговли к ВВП, по итогам трех кварталов т.г. по сравнению с АППГ, данный показатель несколько снизился и составил 32,6% (33,5% в январе-сентябре 2003 г.).

  Также стоит отметить, что по сравнению с прошлогодними тенденциями в текущем году замедлилась динамика роста доходов населения. Так, в январе-октябре т.г. реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 9% к АППГ (13,6% в январе-октябре 2003 г.).

В структуре оборота розничной торговли в январе-октябре т.г. по сравнению с АППГ наблюдается некоторое сокращение доли продовольственных товаров до 45,8% с 46,4%. В том числе в октябре т.г. доля продовольственных товаров составила 44,5% (в октябре 2003 г. – 45,2%). Всего оборот розничной торговли продовольственных товаров за 10 месяцев т.г. составил 2 трлн. руб. ($70,5 млрд.), что на 9,5% в товарной массе превышает значение соответствующего периода 2003 г. В то же время оборот непродовольственных товаров увеличился на 13,6% и составил 2,4 трлн. руб. ($83,4 млрд.).
  Кроме того, наблюдается рост доли цивилизованных видов организации розничной торговли, особенно в связи с активным развитием сетевого розничного бизнеса. Так, в октябре т.г. оборот розничной торговли на 77,6% формировался торгующими организациями, а доля рынков составила соответственно 22,4% (в октябре 2003 г. – 75,9% и 24,1% соответственно).

  Вывод: Анализ основных тенденций развития потребительского рынка показывает, что, несмотря на снижение динамики роста реальных доходов населения по сравнению с 2003 г., темпы роста оборота розничной торговли в стране увеличились. В целом же рост доходов населения сохраняется на достаточно высоком уровне, что является позитивным фактором для развития розничного сектора. Другим фактором остается рост инвестиций в данный сектор как со стороны национальных, так и иностранных инвесторов.

  Помимо перечисленного, следует также выделить фактор развития инфраструктуры и новых механизмов розничного бизнеса, как непосредственно влияющего на расширение спроса со стороны населения. Так, на повышении потребительского спроса сказывается как расширение территориального присутствия розничных сетей в России в целом и повышение концентрации торговых площадей на одного жителя, так и ввод в действие различных инструментов на рынке, например, активное расширение кредитования физических лиц.

  В целом, мы по-прежнему крайне оптимистично смотрим на развитие потребительского рынка в России в среднесрочной перспективе, причем темпами, превышающими общеэкономический рост. Особенно активного развития сектора розничной торговли следует ожидать на региональном уровне, где степень насыщения торговой инфраструктуры по-прежнему в разы уступает центральным регионам. Отметим, что региональное направление находится в числе приоритетных в стратегии развития большинства крупных участников рынка. Здесь также следует выделить развитие в первую очередь сетевых форм розничного бизнеса.