Анализ тенденций развития розничной торговли (потребительского рынка) в РФ в I квартале 2004 г.

in Вестник РЭО №125, Экономика

Согласно опубликованным 21 апреля т.г. данным Госкомстата РФ, оборот розничной торговли по итогам I квартала 2004 г. в товарной массе вырос на 10,3% по сравнению с соответствующим периодом 2003 г. и составил 1218 млрд. руб. В то же время в долларах США оборот розничной торговли вырос на 32,8% до $42,8 млрд. Напомним, что в I квартале 2003 г. темпы роста объема розничной торговли в товарной массе были несколько ниже и составили 9,6% к аналогичному периоду 2002 г. В марте т.г. оборот розничной торговли составил 430,4 млрд. руб., что в товарной массе на 10,8% превышает значение показателя марта 2003 г.

В отношении объема розничной торговли к ВВП по итогам I квартала т.г. по сравнению с соответствующим периодом 2003 г. данный показатель не изменился и составляет 34,9%. Также стоит отметить, что реальные располагаемые денежные доходы населения выросли в I квартале т.г. на 13,9% к соответствующему периоду 2003 г.

В структуре оборота розничной торговли в I квартале т.г. по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. наблюдается некоторое сокращение доли продовольственных товаров до 46,2% с 46,4% в I квартале 2003 г. В марте т.г. доля продовольственных товаров составила 46,2% (в марте 2003 г. – 46,5%). Оборот розничной торговли продовольственных товаров в I квартале т.г. составил 563 млрд. руб., что на 9,3% в товарной массе превышает значение соответствующего периода 2003 г., а оборот непродовольственных товаров увеличился на 11,3% и составил 655,0 млрд. руб.

Кроме того, в марте т.г. оборот розничной торговли на 78% формировался торгующими организациями, доля рынков составила 22% (в марте 2003 г. – 76,5% и 23,5% соответственно). В частности, в Москве, на которую приходится порядка 27% оборота розничной торговли по стране по данным на конец 2003 г., в течение последних нескольких лет наблюдается тенденция активного развития современных видов организации розничной торговли и повышения их доли (см. рисунок ниже).

Однако по-прежнему в большинстве регионов в торговле превалируют традиционные формы розничного обслуживания населения, хотя постоянно усиливаются тенденции развития розничных сетей. Кроме того, по развитию инфраструктуры розничной торговли Россия значительно уступает ряду зарубежных стран. В частности, в Москве на 1000 жителей приходится более чем в 6,5 раз меньше объема торговых площадей, чем в крупных европейских городах.

Вывод: Анализ показывает, что тенденции развития потребительского рынка в стране сохраняются на высоком уровне. Причем реальные темпы роста розничной торговли, по нашему мнению, могут значительно превышать официальные данные, что обусловлено значительной долей теневого бизнеса в данном секторе. Основными факторами, положительно влияющими на текущие темпы роста розничной торговли, по-прежнему являются рост инвестиций в данный сектор как со стороны отечественных, так и зарубежных инвесторов, и повышение платежеспособного спроса населения на потребительские товары вследствие роста реальных доходов населения.

  Тем не менее, несмотря на активный рост в течение последних нескольких лет сектор розничной торговли в России далек от насыщения и обладает огромным потенциалом развития, особенно в региональном разрезе. По сравнению с западными странами российский розничный рынок пока не достаточно развит, несмотря на опережающие темпы развития. Так, при активном внедрении в данном секторе современных технологий, особенно в связи с массовым приходом зарубежных риэлтеров, по-прежнему в значительной степени превалируют низкоэффективные форм торговли.

  Таким образом, мы оптимистично смотрим на развитие потребительского сектора в России как в текущем году, так и в ближайшие несколько лет. При этом есть все шансы утверждать, что темпы роста данного сектора будут превышать общеэкономический рост в стране.
  Со стороны государства, прежде всего, должны быть приняты меры по стимулированию выхода бизнеса розничного сектора из тени и создания цивилизованных условий развития, в частности, путем снижения административного давления.