Анализ тенденций развития розничной торговли (потребительского рынка) в РФ в 2004 г.

in Вестник РЭО №154, Экономика

Оборот розничной торговли в 2004 г., по данным Росстата, вырос в товарной массе на 12,1% по сравнению с соответствующим периодом 2003 г. и составил 5,57 трлн. руб. ($193,9 млрд.) В том числе, в IV квартале рост в отрасли составил 13,6%. Напомним также, что в 2003 г. темпы роста объема розничной торговли в товарной массе были несколько ниже – 8,4%.

Что касается отношения абсолютного объема розничной торговли к ВВП по сравнению с 2003 г., данный показатель несколько снизился и составил 33,2% (34% в 2003 г.).

Следует обратить внимание и на практически двукратное замедление в 2004 г. темпов роста доходов населения по сравнению с 2003 г. Так, в 2004 г. реальные располагаемые денежные доходы населения выросли всего на 7,8% к 2003 г. (14,5% в 2003 г.). При этом в IV квартале динамика денежных доходов снизилась до 6% АППГ.

Что касается отношения абсолютного объема розничной торговли к ВВП по сравнению с 2003 г., данный показатель несколько снизился и составил 33,2% (34% в 2003 г.).

Следует обратить внимание и на практически двукратное замедление в 2004 г. темпов роста доходов населения по сравнению с 2003 г. Так, в 2004 г. реальные располагаемые денежные доходы населения выросли всего на 7,8% к 2003 г. (14,5% в 2003 г.). При этом в IV квартале динамика денежных доходов снизилась до 6% АППГ.

В структуре оборота розничной торговли в 2004 г. по сравнению с АППГ наблюдается некоторое сокращение доли продовольственных товаров c 46,3% до 45,6%. В том числе в IV квартале 2004 г. доля продовольственных товаров составила 44,8% (в IV квартале 2003 г. – 45,6%). Всего оборот розничной торговли продовольственных товаров в 2004 г. составил 2,5 трлн. руб. ($88,4 млрд.), что на 7,5% в товарной массе превышает значение соответствующего периода 2003 г. В то же время оборот непродовольственных товаров увеличился на 9,2% и составил 3 трлн. руб. ($105,3 млрд.).

По-прежнему наблюдается рост доли цивилизованных видов организации розничной торговли, что в первую очередь обусловлено активным развитием сетевого розничного бизнеса (см. рисунок ниже).

Так, в 2004 г. оборот розничной торговли на 77,8% формировался торгующими организациями, доля рынков составила соответственно 22,2% (в 2003 г. – 76% и 24% соответственно).

Вывод: Исходя из приведенного анализа розничной торговли в 2004 г., налицо сохранение положительных тенденций развития розничной торговли в России, сложившихся в последние годы. Причем, несмотря на снижение динамики роста реальных доходов населения по сравнению с 2003 г., темпы роста оборота розничной торговли в стране увеличились.

При этом рост доходов определенных групп населения остается на достаточно приличном уровне, что положительно влияет на развития розничного сектора. Другим фактором, оказывающим позитивное влияние на развитие сектора розничной торговли, остается бурный рост инвестиций в данный сектор как со стороны национальных, так и иностранных инвесторов.

Кроме того, на расширение спроса со стороны населения оказывает непосредственное влияние развитие инфраструктуры и внедрение новых механизмов розничного бизнеса. Последнее заключается как в расширении территориального присутствия розничных сетей и повышении концентрации торговых площадей на одного жителя, так и в применении различных инструментов на рынке, например, активное развитие потребительского кредитования.

В целом, мы по-прежнему крайне оптимистично смотрим на развитие потребительского рынка в стране в среднесрочной перспективе, причем темпами, превышающими общеэкономический рост. Последнее также подтверждается и тем, что ведущие российские ритейлоры по обороту все больше приближаются к зарубежным компаниям сектора.

По-настоящему активного развития сектора розничной торговли следует ожидать на региональном уровне, где степень насыщения торговой инфраструктурой по-прежнему в разы уступает центральным регионам. При этом процессы активного прихода современной розничной торговли в регионы уже начались, и именно данное направление находится в числе приоритетных в стратегии развития большинства крупных участников рынка.