Перспективы развития РЖД: стратегический аспект

in Вестник РЭО №138, Реформы

20 сентября т.г. состоялись переговоры между ОАО "Российские железные дороги" и Международным инвестиционным консорциумом "Телекоммуникация – электроника – мультимедиа – Интернет" (TEMI), в результате которых в целом было достигнуто соглашение о начале реализации проекта комплексной модернизации российских железных дорог, который рассчитан до 2010 г., сообщает РИА "Новости". Консорциум TEMI сотрудничает с ведущими европейскими компаниями и банками, в число которых входят: "Siemens", "Alcatel", "British Petroleum", банки "Westdeutsche Landesbank", "BNP Paribas", "Bank Austria Creditanshalt", "MCC" и "KBC".

  Данный проект предусматривает модернизацию автоматики и электроники, компьютеризацию, строительство телекоммуникационных сетей и развитие в целом инфраструктуры железнодорожного транспорта в России по современным стандартам. В частности, часть иностранных инвестиций могли бы быть направлены на проекты с недостаточным финансированием, но которые предусмотрены стратегической программой ОАО "РЖД", такие, как создание скоростного сообщения Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва и развитие транспортной инфраструктуры на Ямале.

  Общая стоимость проекта составляет порядка 30 млрд. евро, из которых около 80% (24 млрд. евро) готов в кредитной форме обеспечить консорциум TEMI, а остальные 6 млрд. евро – со стороны России. При этом приоритетные направления инвестирования будут определяться в первую очередь российской стороной. Финансовые ресурсы будут предоставлены России на довольно выгодных условиях: сроки кредитования – до 10 лет, ставка – менее 3%, отсрочка погашения – 3 года.

  Кроме того, отметим, что по условиям, предложенным TEMI, предусматривается возможность погашения российской стороной инвестиций в размере от 20 до 50% общей стоимости проекта поставками сырья, товаров и специализированной техники. По данному вопросу в дальнейшем будут вестись отдельные переговоры. Было достигнуто также предварительное соглашение об обеспечении кредита активами ОАО "РЖД", хотя изначально представители TEMI просили гарантии российского правительства. Данный вопрос еще будет обсуждаться.
  ОАО "РЖД" является ключевой отраслью транспортной системы России и одна из крупнейших транспортных компаний в мире. По обороту порядка 39% грузоперевозок и 34% пассажирских перевозок России приходится на ОАО "РЖД". Государству принадлежат 100% акций компании. После окончания структурной реформы отрасли, в собственности сохранится инфраструктура и значительная часть грузового подвижного составов и локомотивов.

  По итогам 2003 г. выручка ОАО "РЖД" выросла по сравнению с 2002 г. на 11,4% (на 20,2% в долларовом выражении) и составила 567 млрд. руб. ($19,3 млрд.). В том числе доходы от грузовых перевозок выросли на 15,6% до 466 млрд. руб., а их доля в общей структуре доходов выросла с 78,6% до 82,2%. Объем поступлений от пассажирских перевозок в общей структуре доходов сократился незначительно – до 9,2% с 9,8% в 2002 г. При этом пассажирские перевозки остаются по-прежнему убыточными (прибыль в 2003 г. составила -65 млрд. руб.).

Показатель EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации) вырос в 2003 г. на 81,3%, по отношению к выручке его доля увеличилась с 15,7% до 25,6%. При этом отметим, что определяющим моментом в уровне рентабельности компании является тарифная политика государства.

  Объем капиталовложений ОАО "РЖД" увеличился в 2003 г. на 29% и составил 104 млрд. руб. ($3,5 млрд.). По отношению к выручке доля капиталовложений выросла до 18,3% с 15,9% в 2002 г.
  Объем программы капитальных вложений на 2004 г. составляет 122,4 млрд. руб. (+17,3% к 2003 г.), из них:
  -      9 внутриотраслевых программ на сумму 119 млрд. руб.;
  -     2 социально ориентированные программы на сумму 3,4 млрд. руб. (из прибы- ли).
  Кроме того, дополнительно планируется привлечь порядка 11,5 млрд. руб. за счет использования лизинга.

По сравнению с предыдущими программами капитальных вложений сократилась доля инвестиционных проектов непроизводственного характера. Доля инфраструктурных программ в общем объеме инвестиций на 2004 г. составляет порядка 66%.

  Как говорилось выше, ОАО "РЖД" является одной из крупнейших транспортных компаний в мире. Например, объем выручки ОАО "РЖД" более чем в 1,6 раза выше, чем у американской компании "Union Pacific Corp" (см. рис. ниже).

В то же время отметим, что большинство из указанных выше компаний активно представлены на фондовом рынке (см. рис. ниже).

На фоне указанных выше показателей заметим, что сектор ж/д перевозок в целом переживает в настоящее время далеко не лучшие времена. Так, например, в США доля ж/д компаний в капитализации индекса "S&P 500" сократилась с более чем 2% в начале 80-х гг. до менее 0,5% в настоящее время. При этом за последние 10 лет затраты на развитие отрасли в США составили более $50 млрд., а чистая прибыль только $30 млрд. Кроме того, за последние 20 лет не было реализовано ни одного серьезного проекта по строительству железных дорог. Для инвесторов данная отрасль не является перспективной. В США высока конкуренция в секторе перевозок в целом, которую ж/д перевозки не выдерживают по сравнению с авто- и авиатранспортом, что объясняется наличием развитой транспортной инфраструктуры. Таким образом, роль ж/д транспорта в США постоянно снижается. Похожая ситуация сложилась и в других странах (Канада, Европа).

  Вывод: Мы крайне позитивно оцениваем проект комплексной модернизации российских ж/д и достигнутые в связи с ним соглашения. Реализация данного проекта позволит почти в два раза увеличить инвестиции в российскую систему ж/д транспорта, что, безусловно, будет способствовать эффективному развитию отрасли.

  В отличие от общемировой практики, в России транспортная инфраструктура построена таким образом, что железные дороги являются ключевой отраслью транспортной системы. И в период активного экономического развития роль данной отрасли только усиливается. Данные факторы обуславливают дальнейшие перспективы развития российского ж/д транспорта и его инвестиционную привлекательность.
  Необходимо внедрять современные рыночные механизмы в развитие данного сектора. Ключевым моментом здесь является грамотная финансовая стратегия развития компании, в результате чего повысятся возможности по реализации имеющихся перспективных проектов. На наш взгляд, основными моментами стратегии должны стать:

1.     Сокращение доли государства до контрольного пакета акций;

2.     Выход на фондовый рынок;

3.    Снятие ограничений во владении долей для инвесторов, прежде всего, иностранных.

Реализация данных мер позволила бы компании привлечь значительные финансовые ресурсы, а также, при условии эффективной деятельности менеджмента и соответствующего уровня корпоративного управления, выйти в мировые лидеры по размеру капитализации в данной отрасли. Очевидно, что данные процессы имеют среднесрочный характер, однако подготовительные мероприятия необходимо начинать сейчас. Потенциально, в этом должны быть заинтересованы и государство, и сама компания, и инвесторы.