Сценарные условия социально-экономического развития РФ в 2006-2008 гг.

in Вестник РЭО №161, Экономика

Сценарные условия социально-экономического развития РФ в 2006-2008 гг.

На очередном заседании Правительства РФ, состоявшемся 7 апреля 2005 г., рассматривались "Сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 г. и на период до 2008 г." (далее "Сценарные условия"). В данном документе содержится прогноз, подготовленный МЭРТ совместно с Минфином, относительно динамики основных социально-экономических показателей на среднесрочную перспективу. В соответствии с этим документом, в частности, согласно бюджетному законодательству, будет осуществляться составление проекта федерального бюджета на 2006 г.

Сценарные условия описывают два варианта развития ситуации в России:

1)      Инерционный вариант, согласно которому в рассматриваемом периоде не будет происходить позитивных сдвигов в инвестиционном климате, а также не будут реализовываться новые масштабные проекты или стратегии. В результате снизится конкурентоспособность российской экономики, и замедлятся темпы экономического роста (до 6,3% в т.г., 4,5-4,6% в последующие годы). Одним из условий по данному варианту является ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры (снижение цены марки "Urals" до 20 $/бар.).

2)      Инновационный вариант, строящийся на основе реализации институциональных преобразований и важнейших стратегий развития секторов экономики. Данный вариант предусматривает удвоение за четыре года средней пенсии и заработной платы работников бюджетной сферы. Прогнозируемые цены на нефть в данном случае составят 39$/бар. в 2005 г., 34, 33 и 33,5 $/бар. в последующие три года.

Прирост ВВП в 2005 г. оценивается на уровне 6,5% в 2005 г. (7,1% в 2004 г.) по второму варианту, и 6,3% по первому, причем в 2006-2008 гг. в первом варианте экономика растет в среднем на 1,5-2 процентных пункта (п.п.) медленнее.

Реальные располагаемые денежные доходы населения в т.г. возрастут на 9% (8,2% в предыдущем году), в последующие годы рост составляет чуть менее 9% по второму варианту, тогда как по первому варианту доходы населения увеличиваются примерно на 2 п.п. медленнее.

Инфляция в 2005 г. по прогнозу правительства составит 8,5-10%, верхняя граница роста потребительских цен в 2006-2008 гг. составит 8%, 7% и 5,5% соответственно по второму варианту (по первому варианту рост цен на 0,5 п.п. меньше).

Доля государственных инвестиций в ВВП увеличится в 2005 г. до 3% (2,8% в 2004 г.), при этом по первому варианту остается неизменной вплоть до 2008 г. Инновационный путь предусматривает рост на 0,4 (п.п.) в 2006 г. и около 0,15 п.п. в последующие годы.

Индекс реального эффективного обменного курса рубля увеличится в т.г. на 8-9% (4,7% в 2004 г.), в последующие годы по второму варианту темпы роста существенно замедлятся и составят от 3,2% в 2006 г. до 2% в 2008 г. Первый вариант предусматривает практически нулевую динамику курса с его снижением в 2006 г. на 1,4 п.п.

Прирост валютных резервов, составивший в 2004 г. $45,2 млрд. (по платежному балансу), в 2005 г. ускорится по второму варианту до $48-50 млрд. с последующим замедлением их роста до $30-18 млрд. в 2007-2008 гг. По первому варианту замедление еще более значительное – с $39-41 млрд. в 2005 г. до $9 млрд., $6 млрд. и $4 млрд. в 2006-2008 гг. соответственно.

Вывод: Сценарные условия, подготовленные правительством, на наш взгляд, содержат довольно серьезные противоречия, начиная с разделения вариантов развития на инерционный и инновационный, где одним из существенных различий является уровень мировых цен на нефть, который, по сути, является экзогенным фактором.

Мы крайне негативно относимся к идее обеспечения инновационного развития экономики за счет средств государственного бюджета, а намерения такие, судя по росту доли государственных инвестиций в ВВП в ближайшие годы, существуют. Никакого инновационного развития достигнуто не будет, ведь даже в некоррумпированной экономике государственные расходы в большинстве сфер менее эффективны, чем частные инвестиции. С учетом имеющейся российской практики, можно с полной уверенностью утверждать, что справедливого распределения государственных средств ожидать не следует.

В отношении принятых обязательств увеличить в 2 раза уровень оплаты труда в бюджетной сфере и средний размер назначенных пенсий к 2008 г., необходимо отметить, что данная мера, по нашему мнению, является безальтернативной как с точки зрения достижения стабильно высоких темпов экономического роста, так и нейтрального уровня инфляции в долгосрочной перспективе. Ведь пока доходы основной группы населения не достигнут достаточного уровня, после которого дополнительное увеличение направляется уже не на потребление, а на сбережение, значительные риски будут сохраняться.

Вместе с тем, инфляционное давление в Сценарных условиях явно занижено, ведь достижение упомянутого уровня доходов населения не будет скорым, а значит и существенного снижения инфляции не будет. Таким образом, прирост реальных доходов населения окажется более умеренным.

Реальный эффективный курс рубля в том виде, в котором он существует в настоящее время, по нашему мнению, вообще не должен использоваться в качестве прогнозного показателя. Мы выступаем за пересмотр существующей методики расчета основных производных показателей обменного курса рубля в направлении сокращения количества стран, чьи валюты входят в расчет курса, как минимум до 8.

Прирост валютных резервов будет зависеть как от внешнеэкономической конъюнктуры на сырьевых рынках, так и от ситуации на международном валютном рынке, поскольку российский рынок в последнее время становится все более чувствительным к нему.