Ход реформы местного самоуправления

in Вестник РЭО №185, Реформы

Общая сум В конце октября 2005 г. на очередном заседании российского правительства рассматривался вопрос о реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с указанным законом, на территории РФ, начиная с октября 2003 г. проводится реформа местного самоуправления, причем в настоящее время полномочия и ответственность за реализацию реформы возложены на Минрегионразвития РФ.

Одним из наиболее важных этапов реализации реформы является установление границ муниципальных образований, соответствующая работа была в основном завершена еще весной т.г. Таким образом, в России в настоящее время насчитывается 24510 муниципальных образований, в том числе 1819 муниципальных районов, 520 городских округов, 1823 городских поселений, 20112 сельских поселений и 236 внутригородских территорий городов федерального значения. Таким образом, основой муниципальных образований являются поселения, в основном, сельские.

В результате уже с апреля 2005 г. Россия перешла ко второму этапу реформы местного самоуправления, нацеленного на формирование органов местного самоуправления, проведение выборов глав муниципальных образований и депутатов их представительных органов. Планировалось, что соответствующая работа будет закончена в октябре т.г., однако, как было заявлено на заседании Правительства РФ, "отсутствие полной готовности субъектов" РФ к работе в новых условиях привело к необходимости принятия поправок о продлении срока до 2009 г. Необходимые предложения о переносе срока завершения были подписаны президентом в середине октября т.г.

По данным Совета Федерации, в состав которого входят спикеры региональных парламентов, уже в 2005 г. дефицит местных бюджетов достигнет 33 млрд. руб., а в 2006 г. – увеличится до 50 млрд. руб. Фактически в 2006 г. доходы муниципалитетов смогут покрывать не более 30% их расходных обязательств. Напомним, что доходную базу местных бюджетов будут составлять налоги на доходы и имущество физических лиц, а также земельный налог.

Вывод: С учетом того, что у Правительства РФ теперь появилось еще целых три года для реализации реформы местного самоуправления, никакого прогресса в ближайшие годы ждать не следует, дальше подсчета количества муниципальных образований дело не пойдет, что уже подтверждено практикой.

Конечно, мы не призываем к реформе муниципальных образований в условиях неготовности на местах, однако такая неполная готовность означает лишь одно – недостаточная доходная база муниципалитетов. Решить эту проблему можно лишь двумя способами – либо закреплять собственные доходные источники за муниципальными образованиями, либо увеличивать объемы федеральных трансфертов. Пока не будет сделан принципиальный выбор между ними, единственное, что можно будет делать с реформой – откладывать.

Увеличение федеральных трансфертов зачастую критикуется и считается худшим вариантом, поскольку такой шаг делает территорию зависимой от центра и лишает ее собственных источников, а также стимулов к их развитию. Закрепление налоговых доходов за территориями – довольно непростое решение из-за различий в уровне развития регионов, дифференциации природных, климатических и демографических условий, тем не менее, по нашему мнению, нужно стремится именно к этому при снижении в перспективе трансфертной помощи со стороны бюджетов других уровней до незначительного уровня.

К сожалению, уже понятно, что фактически ответственность за реформу вынесена за границы текущего президентского срока. В то же время, проведение реформы местного самоуправления остро необходимо, поскольку именно от нее зависит ряд других реформ, в том числе важнейшая реформа ЖКХ.