Анализ сценарных условий социально-экономического развития РФ в 2005-2007 гг.

in Вестник РЭО №121, Экономика

25 марта т.г. на заседании Правительства РФ были рассмотрены и взяты за основу при составлении параметров соответствующего прогноза “Сценарные условия социально-экономического развития РФ на 2005 г. и на период до 2007 г., и параметры прогноза цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2005 г.”. Кроме того, были подведены итоги экономического развития России за 2000-2003 гг. На рисунках 1,2 представлена динамика основных показателей экономического развития РФ за данный период.

Как видно из рисунка, на протяжении 2000-2002 гг. темпы роста промышленного производства, инвестиций в основной капитал, а также производительности труда сокращались, однако в 2003 г. снова начали расти. В то же время наблюдалось снижение темпов роста цен в течение всего рассматриваемого периода. Основной причиной ускорения экономического развития считается высокий внешний спрос на товары российского экспорта в связи с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Так, согласно расчетам Минэкономразвития, из 7,5% роста ВВП в 2003 г. около 2 процентных пункта обусловлено превышением среднегодовой цены ($27,3 за баррель) на нефть марки “Urals” уровня в $18,5 за баррель. При этом основная часть – примерно 4,6 процентных пункта определяется внутренними факторами (рост инвестиций в основной капитал, доходов населения), оставшиеся 0,6 процентных пункта относятся к “эффекту базы 2002 г.”.

Представление номинального ВВП в долларовом выражении не совсем четко отражает складывающуюся ситуацию, прежде всего, благодаря волатильности курса американской валюты в последние годы, тем не менее, экономический подъем налицо. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура последних лет стала причиной роста экспорта сначала в 2000 г., (почти на 40%), а затем после коррекции 2001 г.(-3%) в 2002 г. (на 5,3%) и 2003 г. (на 26,2%). Темпы роста импорта в период 2000-2002 гг. находились на уровне 13,5% – 20% в год, а в 2003 г. составили 27,3%. Увеличение импорта также связано с притоком иностранной валюты в Россию и последующего реального укрепления рубля. Относительно последнего хотелось бы отметить, что укрепление российской валюты относительно доллара США происходило на протяжении всего рассматриваемого периода, однако в 2003 г. наблюдались самые высокие темпы.

  Составленные МЭРТ сценарные условия развития страны на среднесрочную перспективу предусматривают разделение воздействующих факторов на внешние и внутренние, при этом относительно каждой группы разрабатывается два сценария: умеренно-консервативный и благоприятный. Значения социально-экономических показателей в контексте данных сценариев представлены в нижеследующей таблице.

Итак, согласно докладу Минэкономразвития, в случае реализации умеренно-консервативного сценария развития, мировой экономический рост в 2003 г. составит 2,8%, обменный курс доллара к евро снизится к 2007 г. до 1,12, а цены на нефть в ближайшие три года будет колебаться около 20 долл./бар. Одновременно ежегодное реальное укрепление рубля не превысит 3%, иностранные инвестиции к 2010 г. достигнут $11,3 млрд., а энергоемкость ВВП России снизится на 26%.
  При благоприятном развитии ситуации рост мировой экономики на уровне 3,8%-4,4% во многом станет причиной сохранения цен на нефть на уровне 24 долл./бар., при этом реальное укрепление рубля с 2005 г. составит около 5%. Прямые иностранные инвестиции вырастут до $20 млрд. в год, а энергоемкость ВВП снизится на 28%.
  В докладе также отмечается, что при относительно низких ценах на нефть в структуре экспорта будет расти доля перерабатывающего сектора, в частности, машин и оборудования. При более благоприятной конъюнктуре продолжится рост доли энергетического сектора, но удельный вес машин и оборудования также будет увеличиваться.
  Кроме того, прогнозируется снижение доли скрываемой части заработной платы в общем фонде оплаты труда на уровне 2 процентных пункта в год и рост реальных располагаемых доходов населения к 2007 г. по сравнению с 2003 г. на 36%-42%.

  Отдельное внимание уделено ситуации с ценами и тарифами в естественных монополиях. МЭРТ предлагает осуществлять прогноз параметров регулируемых цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий на трехлетний период с разбивкой по годам, что должно служить ориентиром для субъектов монополий в планировании развития производства и инвестиций. В отношении электроэнергетики и железнодорожных перевозок установлено, что прирост цен не должен превышать установленных параметров инфляции. В газовой сфере Минэкономразвития предложило установить следующие пределы повышения цен: 20% в 2005 г., 11% в 2006 г. и 8% в 2007 г. К тому же в целях сокращения перекрестного субсидирования с начала 2005 г. количество ценовых поясов будет увеличено с 7 до 11.

  Вывод: Сценарные условия социально-экономического развития России строятся, прежде всего, исходя из зависимости экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, что в целом верно. В этом отношении вполне оправдано составление только умеренного и благоприятного сценариев, поскольку угроза обвала цен на сырьевых рынках в среднесрочной перспективе отсутствует.
  Одним из негативных моментов в докладе, по нашему мнению, является отсутствие вариантности при определении параметров инфляции на среднесрочную перспективу. Очевидно, что при реализации благоприятного варианта развития приток иностранной валюты в страну продолжит тенденцию укрепления рубля и Банку России, для того чтобы сдержать падение доллара, в разумных пределах придется увеличивать денежную массу, что усилит инфляционное напряжение.
  Необходимо отметить, что в структуре экспорта как при умеренном, так и при благоприятном сценарии прогнозируется рост доли машиностроения и оборудования.

  Интересным нам представляется определение направлений налогового реформирования, которое должно идти двумя путями. С одной стороны, повышение инвестиционной привлекательности несырьевых отраслей экономики, а с другой – выравнивание нормы отдачи на капитал путем перераспределения фискальной нагрузки. Однако отказ от дифференциации НДПИ в зависимости от качества месторождения и намерение повысить расчетный курс доллара при определении суммы налога не отвечает требованиям перераспределения и оптимизации налоговой нагрузки.
  Предлагаемые меры по снижению ЕСН действительно могут привести к серьезному расширению фонда оплаты труда, однако эффект от реализации этой меры должен коснуться всех предприятий, таким образом перераспределения налоговой нагрузки также не происходит. То есть непонятно, что именно планируется предпринять в налоговой системе для стимулирования инвестиционной привлекательности, с учетом выпадения определенных доходов в связи с уже принятыми решениями.

  Прогноз параметров регулируемых цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий на основе трехгодичного планирования является скромным продвижением вперед по направлению к цивилизованному установлению цен. Это в определенной степени должно облегчить хозяйственное планирование субъектов монополий.