Насколько оправдано использование средств стабфонда?

in Вестник РЭО №132, Бюджет

В рамках подготовки проекта федерального бюджета на 2005 г. Минфин РФ предложил в 2005 г. начать использовать средства стабилизационного фонда, формируемого с т.г. за счет доходов от высоких цен на нефть, для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ и общей несбалансированности федерального бюджета по доходным источникам.
  “Проектировки расходов федерального бюджета на 2005 и последующие годы исходят из необходимости сбалансированности бюджета ПФР, текущий дефицит которого в среднесрочной перспективе оценивается в 1-1,2% ВВП”, – отмечается в материалах к заседанию правительства 17 июня т.г.
  Кроме того, Минфин РФ предполагает в 2005 г. начать использовать средства стабилизационного фонда (сверх базового уровня в 500 млрд. руб.), формируемого с т.г. за счет доходов от высоких цен на нефть, на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ и погашение государственного внешнего долга.

  Согласно прогнозу Минфина, начальный объем стабфонда в 2005 г. составит 417,06 млрд. руб. В течение года в него поступит 267,67 млрд. руб., из которых 91,57 млрд. руб. планируется направить на достижение сбалансированности бюджета по источникам и 80,95 млрд. руб. – на покрытие дефицита Пенсионного фонда. В результате на конец 2005 г. фонд составит 512,21 млрд. руб.
  В 2006 г., по прогнозу Минфина, в фонд поступит 226,339 млрд. руб., из которых 40,62 млрд. руб. будет направлено на покрытие несбалансированности бюджета по источникам и 197,94 млрд. руб. – на покрытие дефицита ПФР. В результате на конец 2006 г. объем стабфонда прогнозируется на уровне необходимого минимума 500 млрд. руб.
  В 2007 г. поступления в фонд ожидаются на уровне 184,85 млрд. руб., за счет которых будут профинансированы расходы на такую же сумму – покрытие несбалансированности доходных источников бюджета в размере 74,77 млрд. руб. и покрытие дефицита ПФР в размере 110,08 млрд. руб. В результате объем стабфонда по итогам 2007 г. прогнозируется на уровне 500 млрд. руб.

  Вывод: Оценивая инициативу Минфина относительно направления средств стабфонда, необходимо отметить следующее. Использование средств на выплату внешнего долга при наличии обоюдного согласия сторон можно считать оправданным. Однако финансирование дефицита ПФР за счет стабфонда сложно оценить однозначно. С одной стороны, средства, накопленные свыше базового уровня, должны использоваться, и в данном случае, безусловно, предпочтительнее направить на данные цели ресурсы стабфонда, нежели прибегать к инфляционному финансированию. С другой стороны, покрытие дефицита ПФР – это финансирование текущих расходов, что несовместимо с целями создания стабфонда. Учитывая нерегулярность накопления средств в стабфонде (в зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры), в качестве целей расходования можно определять лишь такие, где дополнительное финансирование будет позитивно, при этом его отсутствие не нанесет существенного вреда. Однако, анализируя перспективный финансовый план до 2007 г., видно, что покрытие дефицита ПФР остается целью в течение всего данного периода, но ведь возможна ситуация, когда дополнительных средств свыше базового уровня в стабфонде не окажется. И каким образом будет покрываться дефицит ПФР в таких условиях – неясно.