Об утверждении правил управления средствами Стабилизационного фонда РФ

in Вестник РЭО №143, Бюджет

30 сентября т.г. постановлением Правительства РФ №508 "О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации" были утверждены правила управления средствами Стабилизационного фонда РФ.
  Согласно Бюджетному кодексу РФ, стабфонд является частью средств федерального бюджета, образующейся за счет превышения цен на нефть марки "Urals" над базовой ценой, подлежащей обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении  цены на нефть ниже базовой. Базовая цена соответствует уровню $146 за тонну ($20 за баррель).

  Источниками формирования стабфонда, наряду с превышением текущих цен на российскую нефть базового уровня, являются остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года, включая доходы, полученные от размещения средств фонда.
  Использование Стабилизационного фонда допускается для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств превышает 500 млрд. руб. Объемы использования средств определяются законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
  Бюджетным кодексом также определяется, что управление средствами Стабилизационного фонда осуществляет Минфин России, отдельные полномочия по управлению могут передаваться ЦБ РФ.

  Итак, Минфин формирует инвестиционный портфель за счет средств фонда (в том числе доходов, полученных от размещения средств фонда), включающий денежные средства в иностранной валюте (доллары США, евро и фунты стерлингов) и долговые обязательства иностранных государств. Долговыми обязательствами иностранных государств признаются ценные бумаги правительств следующих стран: Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания, Великобритания и США.
  Кроме того, к долговым обязательствам предъявляется ряд требований:

1.    Эмитент обязательств должен иметь инвестиционный рейтинг не ниже "ААА" ("Fitch" или "S&P") либо "Ааа" ("Moody's"), причем такой рейтинг должен быть присвоен хотя бы двумя из трех указанных агентств;

2.    Срок погашения обязательств является фиксированным, условия выпуска не предусматривают досрочного погашения эмитентом, а также досрочное предъявление владельцем к выкупу;

3.    Текущий срок до погашения не должен превышать 1 года для дисконтных бумаг и 10 лет для купонных;

4.    Купонная ставка должна быть фиксированной;

5.    Номинал обязательств выражен в долларах США, евро и фунтах стерлингов;

6.    Объем выпуска обязательств в обращении должен составлять не менее $1 млрд., евро или фунтов стерлингов.

С учетом названных требований объектом инвестирования средств Стабилизационного фонда могу служить долговые бумаги следующих стран: Австрия, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Испания, Великобритания и США.
  Если долговые обязательства прекращают отвечать требованиям 1 пункта в представленном списке требований, они подлежат продаже в течение 1 месяца. Необходимо также отметить, что номинальный объем долговых обязательств одного выпуска, приобретаемых в инвестиционный портфель, не должен превышать 15% номинального объема данного выпуска.

  Процедура раскрытия информации о результатах инвестирования средств стабфонда заключается, во-первых, в представлении Минфином в Правительство РФ ежеквартального отчета о результатах инвестирования средств фонда, содержащего информацию о размере инвестиционного портфеля в долларах США, доли денежных средств и долговых обязательств в портфеле, валютной структуре инвестиционного портфеля. Во-вторых, представлении Минфином в Правительство РФ в течение 3 месяцев после завершения финансового года ежегодного отчета о результатах инвестирования средств фонда, включающего помимо перечисленной выше информации перечень долговых обязательств по состоянию на последнюю дату.

  Вывод: Как известно, формирование Стабилизационного фонда началось 1 января 2004 г. По состоянию на конец т.г., его объем мы оцениваем примерно в 500 млрд. руб., то есть на законодательно закрепленном уровне, когда средства могут быть использованы только на финансирование дефицита бюджета в случае снижения цены на нефть ниже $20 за баррель. Отметим, что в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса, эти средства не обязательно будут использованы при снижении цены на нефть ниже $20 за баррель, а только в том случае, если возникнет дефицит бюджета.

  Таким образом, только спустя почти год с момента формирования фонда правительство утвердило правила управления его средствами.
  Из 14 стран, чьи долговые обязательства теоретически могут использоваться в качестве объекта инвестирования, только 10 имеют необходимый кредитный рейтинг ("ААА" или "Ааа"). Рынок государственных долговых обязательств этих стран весьма объемен, поэтому говорить о том, что приток средств стабфонда способен существенно повлиять на ценовую ситуацию, не приходится.
  Кроме того, доходность государственных бумаг с таким высоким кредитным инвестиционным рейтингом крайне мала, и при размещении всего объема средств в данные инструменты реальная стоимость накопленных средств фонда будет снижаться. Конечно, надежность вложения данных средств должна сохраняться высоком уровне, однако большим вопросом остается размер платы за такую степень надежности.

  Правительством РФ было объявлено, что в 2005 г., часть средств свыше $500 млрд. будет направляться, во-первых, на выплату внешнего долга, а, во-вторых, – на покрытие дефицита ПФР, возникающего в связи со снижением налоговых ставок ЕСН. Первую инициативу можно расценить только положительно (в случае погашения "дорогих" долгов, а не кредитов МВФ и других МФО), ведь это позволяет не только решать проблемы управления государственным долгом, но и определенным образом стабилизировать валютную и инфляционную политику, за счет избавления от лишней иностранной валюты, поступающей в страну.

  Покрытие дефицита ПФР можно рассматривать с точки зрения финансирования снижения налоговой нагрузки, то есть определенная часть расходов государства начинает финансироваться за счет дополнительных доходов бюджета от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, а не с помощью социального налога. Однако данная мера является и финансированием текущих расходов, требующих постоянных затрат, что недопустимо при использовании средств стабфонда из-за непостоянного характера поступлений.
  В заключении отметим, что определение направлений расходования средств стабфонда свыше 500 млрд. руб. требует разработки соответствующих принципов, включающих принципы разовости и неинфляционности. Кроме того, остаются вопросы по информационной прозрачности инвестирования средств Стабилизационного фонда.