Новые стандарты на российском фондовом рынке

in Вестник РЭО №145, Законы

10 ноября т.г. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) РФ представила ряд проектов по внесению изменений в стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, а также в положение о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг.
  До конца 2004 г планируется подписать и направить в Минюст приказ о новых стандартах эмиссии ценных бумаг. Таким образом, вполне возможно, что до конца года новые стандарты эмиссии вступят в силу, сообщает "ПРАЙМ-ТАСС".
  В соответствии с новыми стандартами, снимаются ограничения, запрещающие профессиональным участникам рынка ценных бумаг оказывать эмитентам услуги финансового консультанта при наличии обязательств между эмитентом и финансовым консультантом.

  При этом если такие обязательства имеются, то вводится требование необходимости раскрытия информации о проспекте ценных бумаг. Кроме того, в соответствии с новыми стандартами финансовый консультант имеет право приобретать ценные бумаги эмитента в ходе их размещения. При этом организатор-андеррайтер выпуска может совмещать услуги финансового консультанта.
  Также отменяется ограничение на приобретение андеррайтером выпуска ценных бумаг при первичном размещении более 25% выпуска ценных бумаг эмитента. Однако в проспекте эмиссий должна быть раскрыта информация о размере участия финансового консультанта или андеррайтера в размещении ценных бумаг.

  Кроме того, по новым стандартам вводится новый механизм ценообразования при первичном размещении ценных бумаг, который основан на условиях аукциона и предусматривает два вида заявок – конкурентные и неконкурентные. При этом эмитент определяет минимальную цену размещения и может в проспекте указать максимальную долю конкурентных и неконкурентных заявок при размещении ценных бумаг.
  Помимо всего прочего, новыми стандартами эмиссии сокращается срок между первичным размещением ценных бумаг и началом вторичного обращения. В стандартах эмиссий, действующих в настоящее время, предусмотрено, что и отчет об итогах выпуска ценных бумаг, и проспект эмиссии должен утверждать один и тот же орган эмитента – совет директоров. Однако у крупных эмитентов совет директоров собирается не так часто и сроки между ними могут быть очень длительными, поэтому теперь, в соответствии с новыми стандартами, отчет об итогах выпуска ценных бумаг сможет утверждать единоличный исполнительный орган.

  Новыми стандартами также вводится правило о необходимости представления отчета об итогах выпуска ценных бумаг, документов, подтверждающих предварительное согласование с антимонопольным органом сделок, связанных с размещением ценных бумаг. Однако, отсутствие предварительного согласования или последующего уведомления антимонопольного органа о сделках, совершенных в ходе размещения ценных бумаг, не будет являться основанием для отказа в государственной регистрации отчета.
  Кроме того, отменяется требование о безвозмездности осуществления функций маркет-мейкера на биржах; также планируется отменить обязательное требование ИНН, вместо этого будет закреплено право использовать в качестве кода клиента номер паспорта.
  ФСФР также планирует пересмотреть требования к листингу на биржах, о чем сообщил зампред ФСФР В.Стрельцов. В частности, планируется увеличить среднемесячный объем сделок, заключенных с ценными бумагами, для включения в котировальные списки до 10 млрд. руб. по обыкновенным акциям и до 3 млрд. руб. по привилегированным для котировальных листов "А" первого уровня. Кроме того, для облигаций, включаемых в котировальные листы "А" и "Б", необходимо будет наличие кредитного рейтинга, при этом данный вопрос находится лишь в стадии разработки.

  Планируется изменить подход к расчету технического индекса, рыночной цены, текущей рыночной цены и признаваемой котировки, в частности, отменить требование анонимности торгов. Как отметил В.Стрельцов, под понятие рыночной цены будет подпадать твердая котировка, адресованная всем участникам рынка, по которой будет заключена сделка на основании аукциона и по ней же будет произведен расчет. При этом планируется определить предельный срок (2 дня) на завершение расчета по сделке. В то же время, ФСФР намерена ввести санкции для организаций, которые не рассчитались по рыночной сделке, а именно отключение их от торгов в течение трех последующих месяцев.

  Кроме того, предполагается ввести обязательный отчет профучастников перед организаторами торговли по внебиржевым сделкам, а также отменить обязательность централизованного клиринга. Существует также предложение по изменению продолжительности торгового дня – с 9 до 18 часов для всех бирж и всех регионов в целях создания единого расчетного дня.
  Напомним к тому же, что 19 октября т.г. состоялось заседание Межведомственной рабочей группы, в которую входят представители Минфина, Минэкономразвития, ЦБ РФ и ФСФР, по результатам которой было принято решение о доработке концепции законопроекта о центральном депозитарии, в частности, в направлении сужения его предполагаемых полномочий. При этом по информации главы ФСФР О.Вьюгина, "черновой" вариант закона будет разработан в т.г., а уже обсуждение документа и его принятие ожидается в 2005 г.

  Предполагается, что в законопроекте будут изложены требования к центральному депозитарию с точки зрения способа управления и распределения прав собственности. При этом центральный депозитарий для выполнения своих функций должен быть наделен исключительными полномочиями по ведению счетов номинального держания в реестрах.
  В настоящее время ФСФР рассматривает два варианта создания центрального депозитария: путем учреждения государством новой структуры или на базе консолидации действующих основных расчетных депозитариев (Национального депозитарного центра (НДЦ) – расчетного депозитария ММВБ, и Депозитарно-клиринговой компании (ДКК) – расчетный депозитарий РТС). Кроме того, по мнению руководства ФСФР, при создании центрального депозитария наряду с участниками рынка в нем должна быть доля ЦБ РФ.

  В этой связи напомним, что в октябре НДЦ приобрело у Росбанка 28,26% акций ДКК и стало вторым крупнейшим акционером своего конкурента после некоммерческого партнерства ДКК, владеющего 52,18% акций ЗАО. Третий по величине пакет акций ДКК принадлежит НП "Фондовая биржа РТС" (4,34%). Еще семь акционеров владеют пакетами акций ДКК в размере 2,17% каждый. В обозримом будущем, как считает, президент ДКК И.Моряков, НДЦ вряд ли сможет увеличить свой пакет в ее капитале.

  Вывод: В целом следует позитивно оценить озвученные ФСФР поправки в стандарты на фондовом рынке. По сравнению с зарубежными, российский фондовый рынок по-прежнему невелик по размеру и существенно менее развит, в том числе в смысле инфраструктуры и механизмов функционирования.
  Несмотря на внешнюю правильность, прежние ограничения, введенные ФКЦБ, являлись довольно жесткими и действительно могли оказать негативный эффект на развитие рынка. На наш взгляд, все законодательные инициативы в этом направлении должны приниматься в соответствии с текущей ситуацией и уровнем развития фондового рынка, то есть в абсолютном выражении некоторые действия являются правильными, однако не соответствуют потребностям в текущей ситуации. В этом отношении предложенные поправки как раз исправляют ситуацию. Очевидно, что фондовый рынок функционирует на основе целостной системы, и, например, как можно говорить о создании единой клиринговой системы, когда не решен вопрос о создании центрального депозитария. Поэтому вопросы развития инфраструктуры необходимо решать последовательно.

  Что касается вопроса создания центрального депозитария, то, по нашему мнению, его нужно создавать на основе существующих НДЦ и ДКК. Нам представляется вариант его создания в форме акционерного общества с участием в нем НДЦ и ДКК, вариант участия государства в капитале также не исключается в качестве повышения эффективности контрольно-надзорных функций.
  Кроме того, позитивно следует оценить поправки в отношении финансовых консультантов на рынке, что является компромиссом между сохранением института финконсультантов и его ликвидацией. Существующий порядок деятельности финконсультантов неэффективен. Действительно, для чего высококвалифицированному андеррайтеру при совершении сделки платить комиссию финконсультанту, когда он сам сможет аккуратно и грамотно выполнить данные работы? При этом в рамках действующего порядка, услуги, предоставляемые финконсультантами, в большинстве своем не оказывают существенного влияния на качество процесса подготовки сделок, а андеррайтер лишь несет дополнительные издержки.

  В целом же, несмотря на ряд шагов со стороны ФСФР, созидательной деятельности со стороны государства по-прежнему не наблюдается. В частности, нет прогресса в решении таких вопросов, негативно влияющих на развитие фондового рынка, как манипулирование, недооцененность ценных бумаг большинства компаний, высокий уровень волатильности. В этом отношении необходимо ускорить разработку мероприятий по решению данных вопросов и перейти к практической реализации мер по реальному развитию фондового рынка страны. Пока же объективно следует констатировать отстраненность правительства от решения данных вопросов.