Оценка эффективности деятельности госаппарата в России

in Вестник РЭО №161, Реформы

По данным Росстата, общая численность работников органов государственной власти и местного самоуправления выросла в 2004 г. на 1,1% и составила 1314,2 тыс. человек (без учета Минобороны России, МВД России, других органов, обеспечивающих правопорядок и охрану безопасности государства).

В том числе, в федеральных органах государственной власти количество занятых выросло на 1,3% до 623,7 тыс. человек, что обусловлено увеличением численности работников органов судебной власти и прокуратуры, причем в основном на региональном уровне. В частности, численность работников федеральных органов исполнительной власти сократилась на 1,3% до 455,7 тыс. человек.

В органах государственной власти субъектов РФ общее количество работников в 2004 г. составило 220,6 тыс. человек, что на 1% больше чем в 2003 г. В органах местного самоуправления рост численности персонала составил 0,9% до 470 тыс. чел.

Как видно из рисунка, на протяжении 10 лет наблюдается неуклонный рост численности работников в органах государственной власти и местного самоуправления. Исключение составляет лишь 2001 г., когда численность работников сократилась на 2%. Таким образом, в совокупности за 10 лет общая численность работников госвласти увеличилась на 31%. При этом, отметим, что в 2004 г. по сравнению с последними годами динамика прироста госперсонала замедлилась (+3,8% в 2003 г., +5% в 2002 г.), однако вряд ли это можно считать достижением в свете проводимой административной реформы.

Напомним, что в декабре 2002 г. был утвержден план административной реформы, согласно которому в 2004 г. должны произойти изменения в системе федеральных органов исполнительной власти. Согласно реформе функции исполнительной власти разделены на 3 вида: правоустанавливающие (нормативное регулирование), правоприменительные (контроль и надзор) и функции по предоставлению услуг (культура, образование, здравоохранение) и управлению госимуществом.

По итогам реформирования структуры федеральных органов исполнительной власти на конец 2004 г. действовало 16 федеральных министерств, 34 службы и 33 агентства. По данным Росстата, численность работников федеральных органов исполнительной власти на федеральном уровне, включая Аппарат Правительства и Администрацию Президента России, составила 26,4 тыс. человек. При этом на конец 2004 г. еще не полностью были укомплектованы персоналом ряд министерств и ведомств. На региональном уровне также наблюдаются процессы реорганизации, в связи с чем их штат также остается не до конца укомплектованным.

Вывод: К сожалению, приходится констатировать неутешительные результаты проводимой административной реформы. Как видно, повышения эффективности госорганов не происходит, при этом штат по-прежнему раздут, а количество ведомств и дублирующих функций остаются избыточными. Таким образом, несмотря на изначально заявленные цели, фактически создается лишь видимость активных преобразований, которых на самом деле, к сожалению, не происходит.

На наш взгляд, безусловно, необходимо реформировать правительственный аппарат и ряд других властных структур в целях повышения эффективности, однако реформа должна быть реальной, в результате которой наблюдался бы ощутимый эффект. Реальная же эффективность реализуемых в настоящее время мер в рамках административной реформы вызывает серьезные сомнения.

Как мы уже писали, при проведении административной реформы речь в первую очередь должна идти о серьезной реорганизации министерств и ведомств, а не о банальном снятии с них части полномочий. Здесь также нельзя не упомянуть о необходимости борьбы с коррупцией в рамках реформы, где также особенного прогресса не наблюдается. На наш взгляд, для снижения уровня коррупции чиновников нужно сочетать сокращение их численности с повышением профессионализма и зарплаты оставшихся. Вместе с тем, надо добиваться прозрачности и интенсивности работы чиновников, сокращением возможностей для волюнтаризма. В настоящее же время, о чем говорилось выше, по сути, административная реформа остановилась. При этом, в свете проводящихся мероприятий, рассчитывать на существенное улучшение ситуации в будущем не приходится.