Налоговые поступления в федеральный бюджет в 2003 г.

in Вестник РЭО №117, Налоги

В январе 2003 г. МНС опубликовало данные о поступлениях налогов и сборов в федеральный бюджет в 2003 г. Абсолютная сумма доходов от налогов и сборов, зачисляемых в федеральный бюджет, составила 1666,5 млрд. руб. Рост поступлений в федеральный бюджет с учетом ЕСН по сравнению с 2002 г. составил 12,2%. Динамика поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет РФ представлена в таблице 1.

Поступления от налогов и сборов (включая ЕСН) в 2003 г. увеличились на 12,2%, при этом всплеск собираемости налогов приходился на февраль, март и июнь. Следует отметить также, что на протяжении всего 2003 г. собираемость налогов в абсолютной величине превосходила показатели 2002 г. Не очень удачными с точки зрения доходов от налогов и сборов в федеральный бюджет оказался октябрь и июль 2003 г., когда абсолютные суммы практически равнялись данным предшествующего года.
  Отдельного рассмотрения требует динамика поступлений ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, и перечисляемого в Пенсионный фонд РФ для выплаты базовой части трудовой пенсии, представленная в таблице 2.

По итогам года абсолютная сумма ЕСН, зачисленного в федеральный бюджет составила 360 млрд. руб. и выросла по сравнению с 2002 г. всего на 6,4%. Откровенно неудачным было начало года, когда январский сбор составил всего 57,7% от показателей января 2002 г. Результатом этого стало отставание собираемости ЕСН по итогам как I квартала, так и полугодия. Однако по результатам 9 месяцев сбор социального налога в абсолютной сумме в федеральный бюджет превысил показатели 2002 г.

  Вывод: Несмотря на то, что уровень налогов и сборов в федеральный бюджет в 2003 г. в целом считается успешным, следует отметить, что объем фактически поступивших средств, включая ЕСН, сопоставим с темпами роста инфляции. В таких условиях можно поставить под сомнение реальную эффективность налогового администрирования со стороны Министерства по налогам и сборам РФ. Собранные налоги и сборы в федеральный бюджет едва компенсируют обесценение рублевых средств в результате роста цен.

  Сложившаяся ситуация является естественным следствием затягивания налоговой реформы и отсутствием сдвигов в направлении улучшения налогового администрирования. Между тем, продвижение в области налогового реформирования остро необходимо, в то время как реальные преобразования если и начнутся, то не раньше 2005 г.