Перспективы налоговой реформы в России: нужно ли снижать НДС?

in Вестник РЭО №157, Налоги, Реформы

5 марта т.г. прошло заседание правительственной комиссии по подготовке бюджета на 2006 г. Планировалось, что на нем будет принято окончательное решение в направлении мер в области налоговой и таможенной политики, в частности, относительно снижения НДС. Однако согласованной позиции достичь так и не удалось. Принято решение доработать предложения и представить окончательный вариант на заседании комиссии 9 марта.

Напомним, что предложение аппарата правительства состояло в том, чтобы с 2006 г. снизить НДС с 18% до 13%, а выпадающие доходы бюджета компенсировать из Стабилизационного фонда. В свою очередь Минэкономразвития и Минфин предложили в качестве первоочередной меры совершенствовать администрирование налога, в частности, ввести упрощенный и ускоренный возврат НДС по капитальным вложениям и экспортным операциям, но не снижать НДС. Кроме того, Минфин РФ выразил готовность рассмотреть увеличение цены отсечения нефти в стабфонд до $21,5-23 за баррель для оставления в бюджете дополнительных средств.

Федеральная налоговая служба (ФНС) РФ по поручению Минфина подготовила свои предложения по усовершенствованию администрирования НДС, в которых поддержала снижение налога до 13%, но только в 2007 г., сообщает "Интерфакс-АФИ".

ФНС предлагает в 2006 г. снизить основную ставку НДС до 16%, а в 2007 г. – до 13%, при этом сохранив 10%-ную ставку налога для социально значимых товаров. Снижение поступлений оценивается при этом в размере 138,5 млрд. руб. в 2006 г. и 106,9 млрд. руб. – в 2007 г.

По мнению ФНС, снижение ставок может повлечь за собой снижение налоговой нагрузки на экономику за счет увеличения размера оборотных средств предприятий и сокращение случаев мошенничества с использованием разницы в ставках НДС. Кроме того, сближение основной и льготной ставок создаст предпосылки для перехода к единой ставке НДС, что упростит администрирование и контроль налога, отмечается в документе.

Важно отметить, что расчеты Минфина свидетельствуют о том, что в связи с индексацией отдельных статей расходов, проведенной в последнее время, недостаток доходов бюджета-2006 могут составить 500 млрд. руб. В то же время, единовременное снижение ставки НДС приведет к дополнительному выпадению доходов бюджета в размере 362,5 млрд. руб.

Таким образом, единого мнения относительно необходимости снижения НДС нет. В частности, как заявил 3 марта премьер-министр М.Фрадков на заседании Совета по предпринимательству и конкурентоспособности, "я лично остаюсь с пока еще непреодолимым желанием снизить НДС".

М.Фрадков также заявил о намерении правительства обратить особое внимание на стимулирование экономического роста в стране через налоговую политику. "Убежден, что стимулирующий эффект налоговой политики еще далеко не исчерпан", – сказал премьер-министр, добавив, что "налоги являются не только инструментом сбора доходов в бюджет, это и инструмент экономической политики".

Вывод: Мы крайне негативно относимся к идее снижения налоговой ставки НДС до 13% при финансировании выпадающих доходов за счет средств Стабилизационного фонда. Несмотря на то, что данный налог является федеральным, поступления от него занимают наибольший удельный вес в структуре консолидированного бюджета. НДС является наиболее хорошо администрируемым, а мировой опыт свидетельствует о незначительной эластичности поступлений от НДС в случае изменения процентной ставки. Принятие данного решения в значительной степени повысит уязвимость бюджетной системы по отношению к воздействию неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Серьезный экономический смысл в снижении НДС по существу отсутствует, так как данный налог не является стимулирующим и его снижение лишь приведет к выпадению невосполнимых доходов бюджета. Снижение косвенных налогов не является мерой стимулирующего характера! Таковой мерой может быть только снижение прямых налогов. Рассуждения же о том, что при снижении НДС у предприятий останутся дополнительные средства в обороте, которые будут использованы для более интенсивного развития, что, в конечном счете, выльется в увеличение налоговых поступлений, например, по налогу на прибыль – не более чем миф, который давно нуждается в развенчании. Если хочется применять меры прямого воздействия, то нужно применять такие меры, но осуществлять шаги, которые лишь косвенно могут принести эффект, неразумно. При этом данную ситуацию не нужно сравнивать с прямыми налогами, такими, например, как ЕСН и налог на прибыль. По ним, безусловно, все либерализационные процессы должны взвешенно реализовываться. Очевидно, что для реального стимулирования деловой активности нужно повышать эффективность в обложении прямыми налогами и совершенствовать администрирование в целом.

Мы полностью согласны с тем, что стимулирующий эффект от налоговой политики далеко не исчерпан, однако это не означает необходимость резкого и единовременного снижения ставок налогов. Огульное снижение всех налогов не является проявлением разумной и взвешенной налоговой политики.