О совершенствовании механизмов финансирования транспортной инфраструктуры

in Вестник РЭО №142, Реформы

На заседании Правительства РФ, состоявшемся 7 октября т.г. кабинет министров вернулся к проблеме развития транспортной системы России. В этот раз рассматривались вопросы совершенствования механизмов финансирования крупных, имеющих общегосударственное значение, проектов в области транспортной инфраструктуры.
  Правительство признало, что современное состояние транспортной инфраструктуры в России не отвечает требованиям развития экономики и при отсутствии фундаментальных решений в данной сфере, прекращение экономического роста является неизбежным. Кроме того, возрастут риски техногенных катастроф, усилится региональное расслоение, снизятся возможности экономически выгодного сотрудничества государства и бизнеса.

  Министр транспорта РФ И.Левитин, выступая с докладом, напомнил, что Минтрансом разработана Транспортная стратегия на период до 2020 г., которая в настоящее время проходит доработку в соответствии с требованиями Правительства РФ. Проект стратегии содержит 5 стратегических целей:

1.    "Связность": развитие современной, развитой и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике.

2.    "Мобильность": повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения.

3.    "Транзит и экспорт": повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны.

4.    "Безопасность": повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

5.    "Инвестиции": улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в транспортном комплексе.

По оценкам Минтранса, общая стоимость реализации приоритетных проектов в области транспортной инфраструктуры составляет несколько десятков миллиардов долларов. В связи с этим, основную ставку в финансировании транспортной инфраструктуры правительство делает на привлечение частного капитала. Если в настоящее время на внебюджетные инвестиции приходится около 40% от общего объема, то для решения задач Транспортной стратегии их доля должна возрасти до 60%.
  В качестве основной формы привлечения средств в инфраструктурные проекты принимается государственно-частное партнерство (ГЧП), которое, в частности, имеет следующие особенности:

·      Объединение возможностей государства и частного бизнеса для совмест- ного предоставления социально-значимых услуг.

·      Промежуточное решение между стопроцентно государственным предоста- влением услуг и полной приватизацией.

·       Сохранение объекта ГЧП в государственной собственности.

·      Прямое регулирование деятельности единственного оператора там, где невозможно или нецелесообразно развитие конкурентной среды.

·      Прозрачность отношений с частным сектором и конкурсность в выборе коммерческих контрагентов.

Главной сферой применения ГЧП является строительство и эксплуатация платных автомобильных дорог. К настоящему моменту Минтрансом подготовлен проект Федерального закона "О платных автомобильных дорогах". К тому же, соответствующий раздел о ГЧП был включен в подпрограмму "Автомобильные дороги" ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)", однако комплексная концепция организационно-правовой модели управления на платных автомобильных дорогах находится только на стадии разработки.
  Отдельные наработки применения ГЧП имеются в морском транспорте, например, ФГУП "Росморпорт", активно привлекающее средства инвесторов в проекты создания и реконструкции гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности. Основным применяемым механизмом является BTO ("build-transfer-operate"), то есть создание объекта – передача государству – последующая эксплуатация. Возврат средств инвестора осуществляется путем зачета обязательств инвестора по договору о возмещении затрат балансодержателя на содержание арендованного имущества федеральной собственности.
  Определенные возможности использования ГЧП существуют также на внутренних водных путях, железнодорожном транспорте и в гражданской авиации.

  Основным итогом заседания правительства 7 октября 2004 г. стало поручение Минтрансу и Минэкономразвития представить, во-первых, доработанный проект Транспортной стратегии РФ на период до 2020 г. 10 декабря 2004 г., а, во-вторых, скорректированную ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)" – 25 января 2005 г.

  Вывод: По различным оценкам, стоимость реализации одной только ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)" составляет не менее $150 млрд. В связи с этим, привлечение частного капитала для финансирования проектов в транспортной системе является жизненно необходимым и выбор ГЧП в целом можно считать оправданным. Вопрос остается в готовности частного капитала участвовать в партнерстве с российским государством. Для этого требуются соответствующие выгоды для бизнеса, которые пока остаются достаточно туманными, в частности, в силу отсутствия нормативно-правовой базы, регулирующей такие взаимоотношения.
  Напомним, что примерно в то же время в прошлом году (29 октября 2003 г.) состоялось заседание Госсовета РФ, посвященное транспортной политике России, по итогам которого ожидалось, что Транспортная стратегия будет принята правительством в декабре 2003 г. В декабре она была отправлена на доработку и должна была быть представлена в правительство в феврале т.г. Понятно, что представлена Стратегия не была.

  Таким образом, отсутствие каких-либо реальных действий, направленных на развитие транспортной системы России из года в год становится все более очевидным. Отсутствие какого-либо прогресса в данной области, с учетом сложившейся критической ситуации, равносильно регрессу. Высокие темпы роста российской экономики в долгосрочной перспективе не могут основываться только на экспорте энергоресурсов. Признание этого факта остается только на бумаге, реальных изменений нет. Документы Правительства РФ ограничиваются только описанием важности транспортной системы для развития экономики России и выгод, которые может принести ее ускоренное развитие.