Государственный визит в Германию, саммит Россия-ЕС

in Вестник РЭО №10, Россия и мир

25-27 сентября Президент В.Путин посетил Германию с государствен- ным визитом. 3 октября, закончился саммит Россия-Европейский союз (ЕС), начавшийся 2 октября, а также встречи с руководством Бельгии и НАТО.
Сравнивая эти два визита, нужно отметить, что итоги первого оказались более позитивными для России. Тон второго визита был более сдержанным и консервативным.

Германия – крупнейший экономический и внешнеполитический партнер России. В.Путин встречался с канцлером ФРГ Г.Шредером уже 8 раз - больше, чем с любым другим из западных лидеров. Российский президент посетил Берлин, где произнес свою, уже ставшую знаменитой, речь в бундестаге, затем – промышленную столицу Германии Дюссельдорф, где провел встречу с представителями деловых кругов, и в последний день – Дрезден, где продолжился диалог с канцлером Г.Шредером в неформальной обстановке. Выбор Дрездена не случаен. Здесь В.Путин прослужил разведчиком несколько лет.

Главная мысль выступления в бундестаге состояла в том, что после нью-йоркских терактов недоверие России и Запада, сохранившееся после “холодной войны”, должно уйти в прошлое. Мы должны стать равноправными партнерами, прежде всего, с Европой. Слова российского президента не просто оценивают ситуацию, а устремлены в будущее. Также одной из главных задач выступления в германском парламенте было убедить немцев в том, что Россия настроена на тесное сотрудничество с Германией. Товарооборот между двумя странами в 2000 г. составил 41,2 млрд. марок, что сопоставимо с уровнем товарооборота между СССР и двумя Германиями.

В ходе переговоров был обсужден весь спектр вопросов в рамках уже заключенного договора между Россией и Германией. Важен и тот факт, что оба лидера пришли к согласию по поводу необходимости выработки общей концепции борьбы с терроризмом. В.Путин напомнил про соглашение между министрами обороны двух стран о совместном проведении военных учений в 2002 г.

Выступление перед представителями деловых кругов Германии стало  “материальным” подкреплением политики нового партнерства России и Европы. Российский президент пообещал подумать о переходе во внешнеторговых расчетах на евро и увеличить поставки энергоресурсов на европейский рынок в случае их нехватки.

Одним словом, визит в Германию оказался удачным. Это связано как с укреплением отношений с самой Германией, так и с переосмыслением системы мировой безопасности в складывающихся новых условиях и выявлением роли России в этой системе стран мира. Последнее отчасти связано с тем, что, как мы уже писали в "Вестнике” №9, все больше наблюдается снижение авторитета ООН, как гаранта стабильности. Отсюда, новый взгляд на мировую систему безопасности важен именно сейчас.

Несмотря на то, что очередная встреча руководства России и Европейского союза была восьмой по счету, тон переговоров с ЕС остается довольно сдержанным. После восторженного приема, оказанного Президенту РФ в Германии, брюссельская встреча кажется прохладной. Встреча с деловыми кругами Бельгии вообще не удалась.

Однако пакет совместных заявлений и деклараций, подписанных по итогам саммита, внушителен. Принято решение по образованию рабочих органов, комиссии по подготовке концепции единого экономического пространства, которая до октября 2003 г. должна будет подготовить базовую концепцию создания единого экономического пространства России и ЕС, комиссии по энергетическому диалогу, в рамках которого, помимо поставок Европе нефти и газа, также предлагается решить вопрос стыковки электросетей обеих сторон, комиссии по Калининградской области.

Заявление Евросоюза по процедурным вопросам вступления России в ВТО (изложение основных условий) будет подготовлено уже в ноябре текущего года. Раньше его планировалось выпустить только весной 2002 г. Совместные органы России и ЕС будут собираться не реже двух раз в год для обсуждения вопросов партнерства. Есть также договоренность о ежемесячном режиме консультаций России и Евросоюза по системе безопасности. Это решение Россия считает самым важным.

Консультации российского президента с руководством НАТО к особому прогрессу не привели. В.Путин заявил в Брюсселе о готовности качественно изменить диалог Москвы и Североатлантического альянса. Генеральный секретарь Д.Робертсон вроде бы не против, но в оценках -  сдержан. России не удалось изменить позицию НАТО по отношению к Чечне. Канцлер ФРГ Г.Шредер остается единственным европейским лидером, который считает возможным пересмотр отношения к действиям России в Чечне. Накануне визита В.Путина в Брюссель было заявлено, что ЕС свою позицию по Чечне не изменил, проблема требует политического, а не военного решения. Двойной стандарт в Брюсселе продолжает преобладать.

Интересно заявление В.Путина о том, что если НАТО превратится в политическую организацию, Россия не будет препятствовать принятию в организацию новых членов. Взамен на эту уступку Россия намерена добиваться взаимоприемлемого варианта сотрудничества с альянсом.
В целом, итог последних двух поездок российского президента, на наш взгляд, положителен. Визит в ФРГ стал шагом на пути углубления отношений стратегического партнерства, а уровнем политического диалога с Евросоюзом Россия вполне удовлетворена. За последние несколько лет Россией и ЕС приняты две совместные программы действий на 1999-2000 и 2001-2002 гг. Есть хорошие шансы на продолжение этого сотрудничества.