Принятие правительством законопроекта об инвестировании пенсионных средств

in Вестник РЭО №12, Законы

11 октября Правительство РФ в целом одобрило представленный Минэкономразвития РФ проект закона “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий Российской Федерации”.

В соответствии с законом, деньги будут собираться Пенсионным фондом РФ, распределяться по индивидуальным счетам граждан и потом передаваться в распоряжение управляющих компаний (государственных и негосударственных), которые будут формировать свои инвестиционные портфели и действовать под надзором специализированного депозитария. Управляющие компании и депозитарий будут отобраны правительством на специальных открытых конкурсах, которые пройдут до конца 2002 г. Начиная с 2003 г., граждане смогут выбрать себе другую управляющую компанию, а, начиная с 2004 г. – смогут инвестировать свои пенсионные накопления в обход Пенсионного фонда РФ в негосударственные пенсионные фонды, в инвестиционные и страховые компании. Выбор между управляющими компаниями граждане будут делать индивидуально, на основании письменных заявлений. По каким правилам будет происходить инвестирование пенсионных денег негосударственными пенсионными фондами должны определить отдельные законопроекты.

В переходный период (с 2002 по 2003 гг.) будет работать одна единственная, видимо, государственная, специализированная управляющая компания, которая займется размещением всех средств в ликвидные государственные ценные бумаги. Услугами этой специальной компании будут автоматически пользоваться все граждане. Функции этой управляющей компании достаточно простые. Она каждый год будет размещать новые взносы в федеральные ценные бумаги и изымать средства, расписанные для выплаты пенсий или передачи в другие управляющие компании по заявлениям граждан.

Система контроля за вложениями пенсионных фондов предполагается довольно сложная. Как заявил первый замминистра экономразвития М.Дмитриев, будет общественный и правительственный контроль. Общественная часть системы контроля состоит из наблюдательного совета и экспертного совета, причем ни в одном из этих советов не будет ни одного чиновника, что является, на наш взгляд, несомненно, позитивным фактором. Правительственная же часть также складывается из двух частей: надзорного и регулирующего органов, состав которых не определяется в настоящем законе об инвестировании пенсионных средств. Возможно, в состав этих органов войдут Минфин, ФКЦБ, Минтруда. Однако на сегодняшний день состав правительственной части не определен.

По словам М.Дмитриева, будет сформирован закрытый список допустимых надежных инвестиционных инструментов, в частности, акций российских предприятий, закладных на недвижимость, федеральных и региональных государственных ценных бумаг, бумаг иностранных эмитентов, а также - список недопустимых объектов инвестирования (например, векселей).

К ценным бумагам частных эмитентов будут предъявляться серьезные требования. В частности, они должны быть включены в листинг фондовой биржи и обладать отличным кредитным рейтингом, удостоверенным международным рейтинговым агентством. Что касается иностранных инвестиций, то они не должны составлять более 20% инвестиционного портфеля. Правительство не берется рекомендовать гражданам какую-либо конкретную управляющую компанию. Задача правительства – установить ограничения на состав инвестиционных активов и предоставить гражданам право выбора. Однако даже в пределах этих ограничений число вариантов инвестиционного портфеля может быть большим.

Оценивая принятый правительством законопроект, нужно отметить, что, наконец-то, пенсионная реформа сдвинулась с мертвой точки. Напомним, что в конце прошлого года правительство провозгласило переход от распределительной к накопительной государственной пенсионной системе. В мае т.г. правительство одобрило проект пенсионный реформы, перенеся рассмотрение ключевого механизма накопления и инвестирования пенсионных средств на осень. Таким образом, законопроект об инвестировании накопительной части пенсионных средств согласовывался в правительстве пять с лишним месяцев.
Необходимость дополнения существующего распределения текущих пенсионных взносов их накоплением (и инвестированием) объясняется угрозой краха нынешней пенсионной системы, который может стать реальностью в  2030-х годах из-за катастрофического уменьшения числа работающих.

На наш взгляд, законопроект нужно дорабатывать. Это связано, в частности, с тем, что доля вложения накопительных средств в госбумаги никак не ограничивается, в то время как по всем частным российским эмитентам установлены свои пределы, а в иностранные активы можно вкладывать не более 20%. Таким образом, деньги в большей своей массе потекут в госбумаги. Для бизнеса такой поворот событий не желателен, так как нельзя будет за счет притока пенсионных средств увеличить капитализацию российских компаний. Между тем, по прогнозу правительства, инвестиции из пенсионных резервов в 2002 г. составят около 30 млрд. руб., в 2003 г. – 45 млрд. руб., а в 2004 г. – 60 млрд. руб. Деньги, согласитесь, немалые.

Также в нынешнем законе не предусмотрено достаточной ответственности за размещение пенсионных средств. В качестве наказания за нарушение правил размещения средств управляющие компании могут быть оштрафованы максимум на $10000. На наш взгляд, должны быть применены более жесткие санкции, вплоть до уголовной ответственности за злоупотребления.

Стоит еще заметить почти монопольное на данный момент право Пенсионного фонда распоряжаться пенсионными взносами граждан. На этой почве может сразу возникнуть коррупция и злоупотребления.
К тому же система достаточно сложна для непосвященного обывателя, поэтому, на наш взгляд, проводить тщательную работу по подробному объяснению всех нюансов гражданам.

В то же время нельзя не отметить некоторую непредсказуемость создавшегося положения. В России вполне может сложиться ситуация, когда вдруг произойдет смена правительства и будет взят курс на совершенно иные реформы. В таком случае, последствия будут плачевными.
Пенсионная реформа должна повлиять на Сбербанк России, который занимает практически монопольное положение по привлечению пенсионных средств, отданных на хранение гражданами в Сбербанк “по старинке”.

Вывод: Реформа пенсионной системы позволит разнообразить возможности вложения гражданами пенсионных средств. Как следствие, повысится конкуренция за право распоряжаться ими. Конечно, нельзя не упомянуть о риске, которому могут быть подвержены пенсионные средства при вложении в частные финансовые институты. Однако успокаивает то, что, по словам главы Пенсионного фонда РФ М.Зурабова, запланировано введение общего социального налога и обязательного пенсионного страхования. Причем, пенсионный взнос будет состоять из страховой, накопительной и базовой части. Последняя составит 50% от всего взноса.