Новый закон о гражданстве РФ

in Вестник РЭО №13, Гражданство

18 октября Госдума на пленарном заседании приняла в первом чтении проект нового закона "О гражданстве РФ" (внесен  В.Путиным в апреле 2001 г.).
Новый закон существенно ужесточает условия предоставления гражданства РФ.

В качестве обычного условия получения гражданства, срок проживания на территории России до подачи заявления увеличен с 3 до 5 лет. Условия приобретения гражданства дополнены обязательством соблюдать Конституцию и законодательство РФ, наличием законного источника средств существования и отказом от имеющегося иного гражданства. Двойное гражданство допускается лишь в том случае, если с другим государством Россией заключен соответствующий международный договор. В настоящее время такие договора у России есть лишь с Туркменией и Таджикистаном. Тем, кто имеет особые заслуги перед Россией, гражданство предоставляется без ограничений. При этом, для граждан б.СССР, родившихся на территории РСФСР, процедура получения российского гражданства может быть упразднена, а для остальных граждан СССР возможно сокращение срока непрерывного проживания на территории РФ с 5 до 3 лет. Другие льготы для граждан б.СССР законопроектом не предусмотрены. В то же время, конкретизирован и расширен перечень оснований отклонения заявлений о приобретении гражданства, а также основания отказа в выходе из российского гражданства.

В соответствии с альтернативным депутатским законопроектом, право на получение российского гражданства безо всяких ограничений предлагалось распространить на всех граждан б.СССР, а также на их потомков по прямой линии, в случае, если они добровольно не заявили о принятии гражданства другой страны. Для них предусматривалось сохранить упрощенный порядок приобретения гражданства. Однако альтернативный законопроект, внесенный группой депутатов, не нашел поддержки у большинства депутатов Госдумы.

Несмотря на четкие заявления Президента РФ В.Путина, прозвучавшие на Конгрессе соотечественников на прошлой неделе, о том, что Россия заинтересована в возвращении соотечественников и должна поощрять миграцию, прежде всего, русскоязычную, с сожалением приходится констатировать, что новый закон фактически отрежет от России 28 млн. человек –  граждан б.СССР, проживающих ныне на территории СНГ.
Ужесточение мер по предоставлению гражданства объясняется, в первую очередь, событиями в мире и на южных границах России. Однако одно дело, когда речь идет об афганских беженцах, китайцах, вьетнамцах и других иностранцах, совершенно же иной вопрос – бывшие советские граждане, в особенности, русские, волею судеб оказавшиеся в республиках б.СССР или, того хуже, имевшие несчастье родиться там. В соответствии с новым законом, русский, родившийся где-нибудь в Казахстане или Украине, фактически приравнивается к иностранцу и становится в очередь получения гражданства вместе с иностранными гражданами.

Складывается впечатление, что все забыли о демографической ситуации в России. По данным Госкомстата РФ, на 1 июля 2001 г. постоянное население России насчитывало 144,4 млн. человек и с начала года уменьшилось на 458,4 тыс. человек (за I полугодие 2000 г. - на 425,4 тыс. человек). Миграционный прирост населения страны в I полугодии 2001 г. лишь на 5,5% компенсировал естественную убыль. Это самый низкий показатель за весь период сокращения численности населения с 1992 по 2000 гг. Такое соотношение стало результатом значительного (в сравнении с I полугодием 2000 г.) сокращения миграционного прироста. В целом же по стране превышение умерших над родившимися также как и в I полугодии 2000 г. составило 1,8 раза.

Почему же в этой связи не вспомнить о том, что русскоязычные советские граждане в республиках б.СССР, и, в первую очередь, русские, уже давно испытывают затруднения в местах своего проживания, связанные как с националистическими, так и иными аспектами, и хотят вернутся на свою историческую родину? Однако, к сожалению, в настоящее время миграционная политика России сводится к тому, что миграционные функции упраздненного Министерства по делам Федерации, национальностей и миграционной политики переданы МВД.

Вывод: С принятием нового закона миграционные процессы в России заметно осложнятся, что неизбежно отрицательно повлияет на и без того тяжелую демографическую ситуацию в стране. В связи с этим, на наш взгляд, государству необходимо разработать и проводить продуманную национальную политику, а также грамотную миграционную и демографическую политику. В отношении же законопроекта о гражданстве, остается надеяться, что некоторые положения альтернативного депутатского проекта будут учтены при подготовке ко второму чтению.
С нашей точки зрения, было бы правильно, учитывая историю становления Государства Российского, принять поправку о том, что все люди, считающие себя русскими, украинцами и белорусами, имеют автоматическое право на российское гражданство и предоставление льгот при переселении.
В Германии полно граждан турецкого и иного происхождения, но звали и зовут  в страну только немцев, и ничего политически некорректного в этом нет. Аналогичная ситуация в Израиле. России давно пора отбросить ложную стыдливость.