Закрытие российских военных баз во Вьетнаме и на Кубе

in Вестник РЭО №13, Россия и мир

17 октября на совещании в Министерстве обороны Президент В.Путин объявил о закрытии российских военных баз в Лурдесе (Куба) и Камрани (Вьетнам). После совещания, начальник Генштаба А.Квашнин добавил, что сэкономленных средств хватит на оснащение российской армии новой техникой и выведение на орбиту некоторого количества новых спутников слежения. Центр радиослежения и перехвата “Лурдес” обходился России в $200 млн. ежегодно, а база в Камрани, срок аренды которой истекает в 2004 г., эксплуатировалась бесплатно.
Западные аналитики сразу же назвали решение российского президента  знаковым. По их мнению, В.Путин перевернул последнюю страницу холодной войны и  просигнализировал об этом Вашингтону.
Не далее как 23 октября со стороны Министерства обороны РФ последовал  комментарий по затронутой тематике. Как заявил заместитель начальника Генштаба  А.Рукшин, Министерство обороны РФ после закрытия баз на Кубе и во Вьетнаме не намерено создавать такие объекты на других территориях за пределами страны. Генерал заверил, что Минобороны “восполнит военную значимость радиолокационной станции на Кубе внедрением современных технологических средств путем оснащения российской спутниковой группировки”.
На наш взгляд, решение о выводе российского военного контингента с баз во Вьетнаме и на Кубе выглядит поспешным. Закрытие базы в Камрани (Вьетнам) в принципе можно признать логичным, так как, во-первых, ее состояние оставляет желать лучшего и, во-вторых, Вьетнам намерен в дальнейшем использовать потенциал инфраструктуры базы для социально-экономического развития страны. Совсем другое дело – база в Лурдесе (Куба). В 1997 г. российские военные обновили большую часть оборудования станций слежения.
Но дело не в состоянии баз. Закрывая свои базы, особенно на Кубе, Россия явно апеллирует к США, ожидая аналогичных действий со стороны американских властей. Именно эта тактика, на наш взгляд, выглядит сомнительно.
Во-первых, мировая практика показывает, что уступки в одностороннем порядке не оцениваются по достоинству. Чтобы рассчитывать на взаимность, эффективней было бы выйти с предложением к американской стороне с тем, чтобы США предложили что-либо взамен. Напомним, что Россия давно выражает протесты по поводу развертывания в 60 км от российской границы в местечке Варда (Норвегия) американской радиолокационной станции Хэв Стейр (норвежское название “Глобус 2”), что нарушает Договор по ПРО 1972 г. Если бы в таком ключе удалось преподнести сокращение российских военных баз за границей, то выгоду от этого получила бы и Россия, и, в конечном счете, США, так как на освободившееся место на Кубе по слухам метит Китай.
Во-вторых, заявления российских военных по поводу того, что радиолокационные базы можно заменить спутниками, не убеждают. РЛС и спутники - совершенно разные вещи, каждая из которых выполняет свои определенные функции. В этой связи, говорить о подмене функций РЛС спутниками не приходится.
В-третьих, то, что Россия еще раз продемонстрировала Соединенным Штатам и всему мировому сообществу свою готовность совершать в интересах укрепления взаимного доверия даже такие трудные шаги, соответствует интересам всего мирового сообщества, и, в первую очередь, США, но мы ничего не получаем взамен.  В-четвертых, заявления представителей Минобороны России о ненужности в принципе открытия новых военных баз за пределами страны также, на наш взгляд, выглядит преждевременным.
Вывод: Остается надеяться, что ситуацию удастся уравновесить в ходе грядущего ноябрьского визита Президента РФ В.Путина в США.