Реформа образования

in Вестник РЭО №14, Реформы

25 октября на заседании правительства под председательством М.Касьянова, посвященного проблеме реформирования системы образования в России, была одобрена концепция реформы и принято решение о введении через 3 года системы единого государственного экзамена (ЕГЭ), а через 6 лет – 12-летнего среднего образования. Отсрочка с введением 12-летнего образования и ЕГЭ вызвана необходимостью подготовки и модернизации методической базы. По словам министра образования В.Филиппова, ЕГЭ предполагается ввести летом 2004 г. Перед этим проект должен быть одобрен в 15 субъектах РФ.

Любой, кто интересовался системой образования, замечает подозрительную похожесть нашей системы (несмотря на советский период) на гимназическое образование в России в конце XIX века. Исчезли только дисциплина, закон божий и мертвые языки. Но остается попытка дать всеобъемлющее образование на основании зубрежки, отсутствие развития мышления и загон физического образования также сохраняются. Если добавить к этому падающий уровень преподавания (частично связанный с мизерной зарплатой учителей) и повсеместное распространение коррупции, то налицо кризис. Ощущения кризиса на заседании правительства не было, и уже это настораживает.

Логика реформы в принципе понятна. Если в школу поступают в 6 лет, то  выпуск в 18 лет закономерен (возраст полного совершеннолетия), при условии, что в последние два года идет настоящая специализация для подготовки к поступлению в университет. Если же будет простое продление обычной средней школы с многочисленными бессмысленными предметами, то игра не стоит свеч.

Безусловно, правильна логика и единых экзаменов. Например, в Англии во всех частных и государственных школах применяются единые экзамены, но преподаватели сдающей школы не имеют отношения к выставлению оценок. Это эффективный инструмент борьбы с коррупцией и субъективностью. Правда, в нашей стране умельцы часто обходят любые механизмы контроля и полны уверенности в том, что этот механизм снова сработает.

С нашей точки зрения, реформа образования предполагает обсуждение не только и не столько сроков обучения и экзаменов, сколько того, что, кто и как преподают в наших школах. Почему при хваленом качестве нашего образования (мы об этом очень любим говорить) все больше людей с деньгами отправляют или отправляли своих детей за границу (включая семьи Ельцина, Юмашева, Чубайса и т.д.)? Сегодня дети из России учатся в сотнях английских школ!

Реформа должна состоять в следующих элементах:
1. Резкое повышение зарплаты и ужесточение требований к преподавателям. Возможно, нужна жесткая переаттестация всех учителей, в результате которой 10-20% из них лишатся права преподавания;
2. Борьба с коррупцией в учительской среде;
3. Инвестиции в материальную базу образования (здания, спортивные сооружения, компьютеры и т.д.);
4. Совершенствование методов преподавания с учетом специализации в последние два года обучения. Оценка учебниками не только в рамках образовательного эстеблишмента, но и специалистами со стороны. Радикальная ломка системы преподавания иностранных языков (она просто позорная);
5. Возвращение дисциплины в школу. Никто не задумывался, почему в самых дорогих и престижных школах всегда есть школьная форма?
Мы не затрагиваем вопросы поступления в университет или институт, так как это особая проблема, и коррупции там еще больше, чем в школе. Совершенно очевидно, что при поступлении в вуз должны учитываться школьные результаты в 16 и в 18 лет плюс дополнительные требования вуза.

Вывод: Мы пока говорим не о реформе образования, а лишь о ее отдельных элементах. Этого совершенно недостаточно. Россия проигрывает в подготовке молодежи к современной жизни, и широта кругозора лучших учеников, знающих понемногу обо всем, не компенсирует это. Снобизм образовательной элиты, почивающей на иллюзорных лаврах, крайне опасен. Слабая подготовка в школе выливается в слабое государство.