Вторая очередь Балтийской трубопроводной системы

in Вестник РЭО №15, ТЭК

6 ноября премьер-министр РФ М.Касьянов подписал распоряжение о начале строительства второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС). Строительство первой очереди БТС компанией “Транснефть” почти завершено. Официальное открытие ее планируется 20 декабря 2001 г. Пропускная способность первой очереди составляет 12 млн. тонн нефти в год. Танкеры водоизмещением до 150 тыс. тонн будут перевозить нефть из месторождений Западной Сибири, Тимано-Печерской провинции и Казахстана по Финскому заливу в обход портов Латвии и Литвы. Таким образом, часть нефтяного экспорта вскоре станет независимой от транзита через третьи страны.

Вторая очередь БТС позволит увеличить ежегодную пропускную способность системы до 18 млн. тонн. Распоряжением правительства предусматривается прокладка 245 км новых нефтепроводов: будет сооружена вторая трубопроводная нитка между Киришами и Приморском, и реконструирован трубопровод Ярославль-Кириши. Работы должны быть завершены к концу 2002 г. и потребуют $200 млн. капиталовложений. При строительстве первой очереди лимит капиталовложений ($460 млн.) был превышен на 15%. В результате, для завершения проекта пришлось брать кредиты. Поэтому, согласно распоряжению правительства, при определении тарифов прокачки нефти через магистральные трубопроводы “Транснефти” ФЭК России предписывается учитывать, что компании нужны дополнительные средства для обслуживания кредитов, взятых под строительство БТС.

Кроме того, органам власти Ленинградской, Новгородской, Тверской и Ярославской областей рекомендовано содействовать строителям второй очереди БТС при выделении земельных участков под новые трубопроводы и иные объекты системы.

Вывод: Как мы уже писали в “Вестнике” №10, для России целесообразней было бы развивать новые коридоры для транспортировки нефти на экспорт, неподверженные влиянию со стороны третьих стран. Поэтому позитивно, что сейчас в этом направлении достигнуты уже первые серьезные результаты: в частности, скорый ввод в эксплуатацию уже упоминавшейся первой очереди БТС и запуск в сентябре обходного нефтепровода вокруг территории Украины “Родионовская-Суходольная”, с пропускной способностью в 26 млн. тонн нефти ежегодно (для сравнения, через Украину переправляется 28 млн. тонн российской нефти). Реализация проекта строительства второй очереди БТС позволит еще снизить зависимость российского нефтяного экспорта от транзитных стран.