Внеочередная сессия ОПЕК

in Вестник РЭО №16, ТЭК

14 ноября на внеочередной 118-й сессии ОПЕК в Вене министрами нефти и энергетики было принято решение отложить принятие решения о сокращении добычи нефти до 1 января 2002 г. В итоговом заявлении конференции говорится, что ОПЕК соглашается сократить экспорт нефти на 1,5 млн. баррелей в сутки в том случае, если не входящие в картель страны согласятся сократить собственную добычу на 500 тыс. баррелей в сутки. До начала 2002 г. ОПЕК намерено продолжать консультации о снижении экспортных квот с Россией и другими крупными производителями нефти, не входящими в ОПЕК.

После принятия такого решения цена нефти Brent (январские контракты) на лондонской бирже IPE по итогам торгов 14 ноября снизилась на 8,6% и составила $19,17 за баррель, а 15 ноября упала еще на $1,87 до $17,30 за баррель. Цена декабрьского фьючерса на Brent в Лондоне 15 ноября упала на $1,79 за баррель до $17,95. Российская же нефть марки Urals, как известно, в среднем стоит дешевле на $1,5-$2, поэтому реальность угрозы бюджету-2002 нельзя недооценивать. Министр финансов А.Кудрин 14 ноября уже заявил, что исполнение бюджета-2002 будет происходить по пессимистическому сценарию.

12 ноября на совещании у премьер-министра России с крупнейшими российскими нефтепроизводителями было принято решение о снижении объемов добычи нефти в IV квартале т.г. и в начале будущего года на 30 тыс. баррелей в сутки. Ряд участников внеочередной сессии ОПЕК с пониманием отнеслись к такому сокращению добычи Россией. Однако некоторые представители ОПЕК назвали такое снижение “каплей в море” по сравнению с планируемым объемом сокращения со стороны картеля, и фактически выдвинули ультиматум, отказавшись принимать решение о снижении объемов нефтедобычи, если не входящие в ОПЕК страны, и в первую очередь Россия, не ответят пропорциональным сокращением своих экспортных нефтяных объемов.

В ответ на требование снижения нефтедобычи со стороны ОПЕК, премьер-министр М.Касьянов заявил 15 ноября, что Россия не пойдет на большое сокращение экспорта нефти. При этом он пояснил, что Россия обещала своим западным партнерам по энергодиалогу обеспечить стабильный объем поставок энергоресурсов.

С текущей позицией России по этому вопросу нельзя не согласиться. После 11 сентября,  сделан стратегический выбор в пользу сближения с Америкой. Поэтому сейчас в принятии решения о размере сокращения Россия должна руководствоваться как интересами стран-членов ОПЕК, как крупнейших нефтепроизводителей, заинтересованных в высоких ценах на нефть, так США и Европы, как крупнейших потребителей, заинтересованных в дешевом топливе. Одним словом, Россия фактически оказалась меж двух огней. Именно поэтому российским правительством было принято решение, призванное максимально учесть пожелания обеих сторон.

Вывод: На наш взгляд, требования ОПЕК по немедленному сокращению Россией нефтедобычи необоснованны. Россия, второй после Саудовской Аравии производитель нефтяных ресурсов, не является членом ОПЕК и не обязана подчиняться решениям картеля. Несмотря на это, все же было принято, скорее политическое, нежели практическое решение о снижении нефтедобычи, причем перед самой сессией ОПЕК 14 ноября, когда от России все ожидали поддержки идеи сокращения нефтяных экспортных квот. Предъявление же различного рода ультиматумов совершенно, на наш взгляд, бесполезно и непродуктивно. Нефтяной картель, призванный поддерживать стабильность мировых цен на нефть, должен, на наш взгляд, выполнять свои непосредственные обязанности, а не провоцировать начало ценовой войны, причем ориентированной, прежде всего, против России. Такая политика ОПЕК, как нам кажется, приведет к падению авторитета картеля и подтвердит его неспособность поддерживать стабильность на мировых товарных рынках.

Нужно ли сотрудничать с ОПЕК? Безусловно, нужно. В случае отсутствия единства, цена на нефть может достигнуть 10 и ниже долларов за баррель, которые мы видели в 1998 г. Для структурной реформы это может и неплохо, так как заставит всех шевелиться и поднимать производительность труда. Однако кто может гарантировать, что стремительное ухудшение фискальной ситуации не приведет к появлению и росту бюджетного дефицита, инфляционного финансирования бюджета? Мы сегодня имеем инфляцию порядка 20%, что одним кажется достижением, но на самом деле неприемлемо для цивилизованного экономического  развития. Неслучайно нет признаков сокращения долларизации. Инфляционный скачок и ухудшение состояния бюджета в условиях его микроскопических размеров неминуемо усилит политические, социальные и долговые проблемы. Нет уверенности, что нынешнее правительство к ним готово. Налоги собирать не научились, коррупция в таможенной сфере реально не сократилась, серая экономика не уменьшилась. Новая власть пока еще не окрепла до состояния, чтобы спокойно пережить резкое падение цен на нефть. А очередная волна внутренней нестабильности нам не нужна ни при каких обстоятельствах.

Другая сторона вопроса. Зачем производить в физическом выражении больше, если получаешь меньше? Зачем переводить невосполняемые ресурсы?  Сокращение  производства на 10% лучше падения цены на 50%.

В случае начала ценовой войны и еще большего падения цен на нефть, серьезному удару подвергнется российский бюджет, в связи с чем окажутся под большим вопросом долговые выплаты как в 2002, так и в 2003 (пиковом) гг. Вопрос настолько серьезен, что его нельзя недооценивать и ограничиваться только политическими решениями. Необходимо оценить возможность реального сокращения нефтедобычи с целью недопущения углубления конфликта, грозящего вылиться в ценовую войну. Если для стран ОПЕК даже цена в $5 за баррель в принципе допустима, как заявил глава ОПЕК и Президент Венесуэлы У.Чавес, то для России такая ситуация чревата новым кризисом. На наш взгляд, повторного секвестирования бюджета допускать нельзя.

К тому же, для нормального функционирования нефтяной отрасли необходима относительная ценовая стабильность, так как в противном случае страдают инвестиции, а некоторые осваиваемые месторождения становятся нерентабельными.

На наш взгляд, в российских протестах против поддержки ОПЕК сквозит несогласованность позиций “нефтяных олигархов”, которые не хотят поступиться своими доходами и не видят более широкой картины происходящего.

Кроме того, если бы России удалось путем сотрудничества получить ключевую роль в вопросе нефти и ключевого партнера в лице ОПЕК, то это могло бы иметь и политические дивиденды.