Новая система работы с инвесторами по СРП

in Вестник РЭО №16, Инвестиции, Иностранные инвестиции

8 ноября состоялось заседание Правительства РФ, на котором была утверждена новая концепция работы с инвесторами на условиях Соглашения о разделе продукции (СРП). Суть ее состоит в том, что управление вопросами СРП теперь будет осуществляться в рамках трехзвенной системы: правительство – ведомства – уполномоченные нефтяные компании. В роли последних выступят ФГУП “Зарубежнефть” и ГАО “Роснефть”. Выбор именно этих компаний вполне объясним – подавляющее большинство проектов по СРП связано с добычей углеводородного сырья. Уполномоченные компании будут от имени России участвовать в переговорах при заключении соглашений о разделе продукции, проводить экспертизу по месторождениям и готовить конкретные предложения инвесторам, учитывающие интересы государства.

Определение уполномоченных компаний является ключевым моментом проектного финансирования. В этой сфере правительственные комиссии по каждому проекту на условиях СРП проявили свою полную беспомощность: половина из 27 комиссий фактически бездействовала. “Зарубежнефти” же и “Роснефти”, учитывая специфику их деятельности, гораздо легче будет вести переговоры с инвесторами, а также проверять объем возмещаемых российской казной затрат с целью недопущения их раздувания. В настоящее время перечень проектов, утвержденных Госдумой для реализации на условиях СРП, включает 27 месторождений. На заседании правительства было решено добавить к списку еще три участка. “Зарубежнефть” и “Роснефть”, при участии Минэкономразвития и Минэнерго, разделили их между собой приблизительно поровну.

Ведомством, призванным координировать все вопросы, связанные с СРП, остается Минэкономразвития. Выбор этого министерства также закономерен, так как все проекты СРП связаны с привлечением инвестиций, что входит в компетенцию Минэкономразвития.

Правительство также решило в течение полугода завершить формирование законодательной базы по СРП. До конца ноября в Госдуму должен быть внесен проект главы Налогового кодекса о налогообложении добычи ресурсов на условии СРП – он сокращает количество льгот для инвесторов.

Хотелось бы отметить, что решение вопроса с СРП давно назрело. Это связано с плачевной ситуацией, сложившейся с реализацией проектов. Несмотря на то, что уже выдано 27 лицензий на разработку месторождений на условиях СРП, реальная добыча нефти и газа ведется только по проекту “Сахалин-2”, на шельфе Сахалина. Недавно стало известно, что компания “Exxon” приступает к реализации проекта “Сахалин-1”, а еще по двум (Саматлорское и Харьягинское месторождения) ведутся подготовительные работы. В остальных же случаях инвесторы держат лицензию, не предпринимая никаких действий.

В этой связи позитивным выглядит намерение Правительства РФ отзывать у компаний лицензии на разработку углеводородных месторождений в случае невыполнения ими своих обязательств. Это следует из сделанных по окончании заседания правительства заявлений главы Минэкономразвития Г.Грефа. Речь идет о финансовых и проектных обязательствах компаний в рамках проектов СРП. Компании зачастую имеют лицензию уже 8 лет, однако пока даже не представили бизнес-планы разработки месторождений. В июне т.г. всем инвесторам были разосланы уведомления о необходимости представить видение разработки и финансирования месторождений. В результате, из 27 компаний ответили только 4. В октябре т.г. уведомления были разосланы повторно. В случае неполучения ответа до Нового года, правительство готово пойти на отзыв лицензий у компаний-нарушителей.

Было также подчеркнуто, что государство “не может торговать рентными правами” со стороны компаний с просроченной лицензией. Такие прецеденты уже имели место, когда компании пытались продавать половину своих прав иностранным инвесторам. “Это недопустимо”, - считает Г.Греф. В таком случае эти права должны отходить государству.

Вывод: На наш взгляд, позитивно, что правительство всерьез взялось за наведение порядка в вопросе с СРП. Это связано, как с созданием полноценной законодательной базы и сокращением льгот для инвесторов, так и с избавлением от инвесторов-посредников, неспособных осуществлять крупные инвестиции для реализации проектов на условиях СРП.