Ситуация с ценами на нефть

in Вестник РЭО №17, ТЭК

22 ноября отмечен серьезный рост котировок на нефть. Это связано с намерениями России предпринять дополнительные меры по стабилизации рынка нефти и выходу на стабильный и справедливый уровень цен $20-25 за баррель марки Brent с нового года. При этом вице-премьер В.Христенко подчеркнул, что дополнительные меры по стабилизации рынка “могут быть только совместными и ответственными, то есть, могут быть исполнены”. Также на рост повлияла информация о готовности Норвегии снизить нефтедобычу на 100-150 тыс. баррелей в сутки для стабилизации мировых цен на нефть. 22 ноября цена нефти Brent (январские контракты) на лондонской бирже IPE по итогам торгов выросла на 6,2% и составила $19,90 за баррель. Представители  российских нефтяных компаний, в частности “Лукойл” и ТНК, в четверг также высказались за сокращение экспорта нефти. Причем руководство “ЮКОСа”, основного противника сокращения, заявило, что подчинится решению правительства России сократить экспорт нефти, если оно будет принято.

23 ноября прошло совещание премьер-министра РФ М.Касьянова с руководителями российских нефтяных компаний: “Лукойл”, “Сургутнефтегаз”, “Роснефть”, ТНК, “ЮКОС” и “Сибнефть”. Кроме того, в нем приняли участие вице-премьер В.Христенко и министр энергетики И.Юсуфов.

Совещание было посвящено вопросу возможного сокращения нефтедобычи. В результате, решено сократить объем добычи и экспорта нефти в IV квартале 2001 г. на 50 тыс. баррелей в сутки вместо ранее объявленных 30 тыс. баррелей. После объявления итогов совещания цены на нефть резко пошли вниз. Принятие же Россией дополнительных мер по стабилизации рынка нефти с 1 января 2002 г. будет уточнено на встрече правительства с представителями российских нефтяных компаний в первой декаде декабря 2001 г.

Ранее Мексика уже заявила о готовности сокращения добычи нефти на 100 тыс. баррелей. Таким образом, крупнейшие нефтепроизводители, не входящие в ОПЕК, продемонстрировали солидарность с позицией ОПЕК по принятию мер для стабилизации ситуации, сложившейся на мировой нефтяном рынке. В то же время Мексика и Норвегия продолжают призывать Россию сократить экспорт, даже называя вероятную цифру снижения добычи. “Я считаю, что для России было бы разумно сократить добычу на 200 тыс. баррелей в сутки”, - заявил 20 ноября министр нефтяной промышленности Норвегии Э.Стеенснес после встречи с мексиканским коллегой Э.Мартенсом. “Участие России в любом сокращении добычи нефти просто необходимо”, - согласился с ним Э.Мартенс.

Основываясь на последних событиях, можно сказать, что российские власти всерьез обдумывают планы реального снижения нефтедобычи. Конкретных решений следует ожидать, вероятно, уже в декабре по итогам консультаций Правительства России с нефтяниками, ОПЕК и другими заинтересованными сторонами, активно ведущимися в настоящее время. В частности, министр нефти Мексики Э.Мартенс считает, что не входящие в ОПЕК страны уже в ближайшее время смогут объявить о сокращении поставок нефти на мировые рынки на 500 тыс. баррелей в сутки.

При условии поддержки усилий ОПЕК крупнейшими нефтепроизводителями, не входящими в картель (и, прежде всего, Россией, Мексикой и Норвегией), определенно, есть вероятность стабилизации ситуации с ценами на мировом нефтяном рынке.
Как мы уже писали в “Вестнике” №16, в случае начала ценовой войны и еще большего падения цен на нефть, серьезному удару подвергнется российский бюджет, в связи с чем возникнут проблемы с выплатами по долгам как в 2002, так и в 2003 (пиковом) гг. Уже сейчас российское правительство намерено пересмотреть прогноз развития экономики на 2002 г. Расходы бюджета могут быть урезаны на 68 млрд. рублей, а формирование финансового резерва в 2002 г. находится под большим вопросом.

Таким образом, в результате пересмотра экономической политики вполне вероятно сокращение роста ВВП и увеличение инфляции. Стремительное ухудшение фискальной ситуации приведет к появлению и росту бюджетного дефицита и инфляционного финансирования бюджета. Инфляционный скачок и ухудшение состояния бюджета в условиях его микроскопических размеров неминуемо усилит политические, социальные и долговые проблемы. Такая ситуация, вкупе с примерно 20%-ной инфляцией сегодня, неприемлема для нормального экономического развития.

Вывод: Одним словом, Россия пока не решилась пойти на существенное сокращение нефтедобычи и экспорта. Тем не менее, российские власти по-прежнему, на наш взгляд, близки к нахождению компромисса с ОПЕК. Сотрудничать с картелем, безусловно, нужно. Если не будет согласованной позиции, цена на нефть может упасть до 10 и ниже долларов за баррель, чему мы уже были свидетелями в 1998 г. В этом случае можно гарантировать рост дефицита бюджета и его инфляционное финансирование, что не будет способствовать дальнейшему экономическому росту России. К тому же последний по-прежнему тесно связан с положительной конъюнктурой цен на нефть. Для нормального функционирования нефтяной отрасли необходима относительная ценовая стабильность, а увеличение нефтедобычи для восполнения доходов, на наш взгляд, ни к чему. Зачем переводить невосполняемые ресурсы? Сокращение производства на 10% лучше падения цены на 50%.

Кроме того, позитивное сотрудничество с ОПЕК могло бы принести и политические дивиденды.
Как мы уже писали, в российских протестах против поддержки ОПЕК, на наш взгляд, сквозит несогласованность позиций “нефтяных олигархов”, не желающих поступаться своими доходами и не видящих более широкой картины происходящего.
Будем следить за дальнейшим развитием событий, однако уже сейчас ясно, что третье чтение бюджета-2002 в Думе будет более бурным, нежели предыдущие два.