Принятие пакета законопроектов по судебной реформе

in Вестник РЭО №17, Законы

22 ноября Госдума практически единогласно приняла во втором чтении весь президентский пакет законопроектов по судебно-правовой реформе, включающий законы “О судебной системе”, “О Конституционном суде” и ”О статусе судей”.

Ключевыми из пакета являлись первые два закона, для принятия которых необходимо было конституционное большинство в 300 голосов. Несмотря на отказ накануне левых фракций Думы поддерживать эти законопроекты, в итоге - за внесение изменений в закон о судебной системе проголосовало 399 депутатов при двух воздержавшихся, внесение же изменений в закон о Конституционном суде было и вовсе поддержано единогласно -  404 голосов “за” при отсутствии “против”. Закон о статусе судей, не требующий утверждения конституционным большинством голосов, был одобрен 293 депутатами при 33, голосовавших “против”, и одном воздержавшимся.

Такое, довольно легкое, прохождение президентского пакета законопроектов объясняется довольно просто. Во-первых, в случае отказа поддерживать законы левые рисковали потерять контролируемые комитеты, на что намекало прокремлевское думское большинство. Во-вторых, в начале ноября, при непосредственном участии Президента В.Путина, по ключевым законопроектам судебной реформы был найден компромисс.

Согласованный вариант законопроектов по судебной реформе предполагает установление возрастного ценза для судей всех уровней – 65 лет, кроме судей Конституционного суда РФ (КС РФ), для которых предельный возраст нахождения в должности составит 70 лет. По предложению президентской стороны поправка в отношении возраста судей КС РФ вступит в силу с 1 января 2005 г. Судья может быть назначен на должность председателя суда или его заместителя (кроме КС РФ) неоднократно в течение жизни, но не более 2 раз подряд.

Согласно принятому закону, судья КС РФ не может привлекаться к какой-либо ответственности, в том числе по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в КС РФ, если только не будет установлена его виновность в злоупотреблении полномочиями.

В отношении самого спорного момента реформы, а именно возможности привлечения судей к уголовной ответственности, реформаторам во главе с Д.Козаком и судьям удалось добиться компромисса. По этому вопросу В.Путиным было принято решение, учитывающее пожелания обеих сторон. Если в старой редакции закона для возбуждения уголовного дела генпрокурору достаточно было получить согласие квалификационной коллегии судей (ККС) (на чем настаивало судейское сообщество), то теперь необходимо будет решение суда о наличии состава преступления в действиях судьи (на чем настаивали реформаторы). После получения судебного решения, генпрокурор обращается в ККС, которая будет решать вопрос о лишении судьи иммунитета. Процедура ареста судьи будет аналогична механизму его уголовного преследования, то есть сначала решение суда, а потом заключение ККС.

Одним словом, пойдя на уступки по уголовной ответственности, реформаторы добились введения административной и дисциплинарной ответственности. Теперь судьи стали подсудны, как и их подопечные. Как мы уже писали в “Вестнике” №10, без возможности привлечения судей к ответственности преодолеть коррупцию в судейской среде, на наш взгляд, невозможно.

Несмотря на то, что предстоит еще третье чтение законопроектов и утверждение в Совете Федерации, думается, что основные баталии по ним уже позади.
Кроме того, 22 ноября депутаты приняли новый Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) в третьем окончательном чтении. “За” проголосовало 293 депутата при 93 голосах ”против”.

Принятие нового УПК существенно повлияет на изменение российской судебной системы в сторону приведения ее в соответствие с цивилизованными рамками демократического общества. Полномочия следственных органов уменьшатся. Прокурор не сможет больше контролировать процесс предварительного следствия и дознания, а будет только осуществлять уголовное преследование на всех стадиях дела от имени государства. Адвокаты смогут проводить собственное расследование по делу, чем раньше занимались только милиция и прокуратура: опрашивать частных лиц, привлекать своих экспертов, получать необходимые документы по запросам. Также существенно, что при легкой или средней тяжести преступления, в случае “примирения сторон”, возможно прекращения уголовного дела. Эта мера позволит значительно разгрузить суды, сконцентрировав их внимание на более тяжких преступлениях. В соответствии с новым УПК, только суд теперь сможет во время предварительного расследования заключить подозреваемого под стражу, домашний арест, продлевать сроки пребывания под стражей и помещать в медицинские стационары для экспертизы. Выдавать разрешения на обыск в жилом помещении без согласия проживающих в нем лиц также смогут только суды.

Вывод: Безусловно, ход судебного реформирования в последнее время заметно активизировался. Этот процесс можно охарактеризовать только положительно. Однако реальное проведение судебного реформирования на практике начнется, к сожалению, не раньше, чем через год. В частности, основные положения нового УПК вступят в силу с 1 июля 2002 г., а некоторые его главы начнут действовать только с 2004 г. На наш взгляд, затягивать проведение важнейшей судебной реформы нельзя.