Инвестпрограмма МПС и антикоррупционные дела

in Вестник РЭО №18, Реформы

На заседании правительства 28 ноября обсуждалась инвестиционная программа МПС. Согласно ней, в 2002 г. на развитие железнодорожной отрасли должен быть направлен 161 млрд. руб. Из них 123 млрд. предполагается получить за счет собственных средств и направить на поддержание отрасли в рабочем состоянии, а 38 млрд. – привлечь со стороны (возможно, кредиты Всемирного банка и ЕБРР) и направить в 500 различных долгосрочных проектов.
В Минэкономразвития (МЭРТ) сочли, что программа “не является инвестиционной в рыночном понимании этого слова, поскольку составлена исключительно в виде сметы”, а “принципы отбора проектов неадекватны стратегии реформ”. Действительно, основным недостатком документа является отсутствие подробной информации по многим статьям программы, в результате чего предусмотренные расходы выглядят необоснованно. Чего стоит только направление 30,1 млрд. руб. на программу информатизации МПС, в результате чего создается один из крупнейших в России операторов дальней связи “Транстелеком”, притом, что телекоммуникационный бизнес не является профильным для МПС. Или закупка газовых инфракрасных излучателей для отопления рабочих мест в количестве 12 штук стоимостью 15 млн. руб. каждый. Кроме того, по мнению МЭРТ, для получения 161 млрд. руб. необходимо повысить железнодорожные тарифы на 66%, в результате чего инфляцию не удастся удержать даже в рамках 20%. МЭРТ, по словам первого замминистра А.Шаронова, предполагает повышение тарифов на 20% в начале года и на 10% весной, в связи с унификацией, что в сумме с повышением в августе т.г. на 18% составит 48%.
Одним словом, по итогам заседания правительства программа “принята к сведению” и совершенно справедливо направлена на доработку в комиссию по структурной реформе МПС вице-премьера И.Клебанова. Более того, премьер М.Касьянов потребовал от МПС и МЭРТ детального анализа программы к январю. Фактически руководить доработкой будет МЭРТ, где подготовили несколько вариантов снижения объема инвестпрограммы: до 90 млрд. руб., 112 млрд. руб. или 118 млрд. руб. Именно в этих случаях, по расчетам МЭРТ, условия финансирования программы МПС состыковываются с повышением тарифов на 48-50%. Итоговое решение будет зависеть от заседания правительства 5 декабря, где будет обсуждаться лимит повышения тарифов естественных монополий в 2002 г.
Премьер-министр М.Касьянов, несмотря на критику инвестпрограммы МПС на будущий год, прозвучавшую на заседании правительства, поддержал Н.Аксененко в вопросе заведения в отношении последнего уголовного дела. М.Касьянов не понимает, почему правоохранительные органы занялись делом в отношении главы МПС Н.Аксененко. “Николай Аксененко - это крепкий хозяйственник. Он заботится о вверенной ему отрасли. Естественно, что он допускал ошибки. Но их можно подкорректировать. Аксененко - хороший министр”, - заявил 28 ноября премьер России в интервью газете “Аргументы и факты”.
Такая позиция, на наш взгляд, объясняется в первую очередь тем, что  Аксененко, как и премьер, считаются представителями старой ельцинской группировки, а нарастание экономических проблем (особенно в связи с падением нефтяных цен) объективно ослабляет позиции М.Касьянова. Нападки на его министров объективно являются нападками на него.
Антикоррупционная же кампания на текущей неделе пополнилась новыми именами. 29 ноября Генпрокуратура России предъявила обвинение двум высокопоставленным сотрудникам ГТК. Обвинение по статье 286 часть 3 пункт "в" УК (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий) предъявлено начальнику Таможенной инспекции А.Волкову и первому заместителю Управления таможенных расследований и дознания ГТК М.Файзулину. С них взята подписка о невыезде.
Вывод: Положительно, что инвестиционная программа МПС отправлена на доработку, так как объем предполагаемых к выделению средств явно чрезмерен. Правительство доказало, что способно экономить. Кроме того, неодобрение программы МПС свидетельствует о продолжающемся снижении влияния Н.Аксененко, одного из членов “семьи” Б.Ельцина, несостоявшегося наследника Президентства и партнера Б.Березовского. Это, несомненно, положительная тенденция.
В то же время, как мы уже писали в “Вестнике” №13 и №14, налицо все большая осязаемость действий Генпрокуратуры в направлении борьбы с коррупцией. Не иначе как положительно это охарактеризовать нельзя, при условии, если не будут перейдены определенные грани. Усиление государства позитивно только в том случае, если оно основано на законе и демократии.
Все заведенные дела, в случае получения практического продолжения, несомненно, укрепят репутацию В.Путина как Президента. Как мы и предсказывали, не за горами перемены в составе правительства.