Реформа ЖКХ в Москве

in Вестник РЭО №18, Реформы

Правительство Москвы на заседании 27 ноября одобрило решение о переходе с 1 января 2002 г. на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) по ставке 22,9 руб. за кв.м. для обеспеченных жителей столицы. Обеспеченными признаны москвичи со среднедушевым месячным доходом свыше 8,5 тыс. рублей (порядка $285 по текущему курсу). По официальным данным, на сегодняшний день в Москве насчитывается около 32% жителей, способных платить полную стоимость ЖКУ. Москвичи, у которых доход ниже, будут оплачивать коммунальные услуги в размере 44%. Остальные 56% - за счет государственных дотаций. Жители, которым оплата ЖКУ обходится в 13% и более от совокупного дохода семьи, будут получать государственную адресную помощь в виде субсидий. На сегодняшний день льготами при оплате ЖКУ пользуются 3,3 млн. москвичей, а субсидии получают 11% жителей столицы. По словам первого вице-премьера Правительства Москвы Б.Никольского, процесс полного перехода на 100-процентную оплату ЖКУ рассчитан на 5 лет. Стоимость услуг будет возрастать постепенно, примерно на 12% в год.

Оплачивать с 1 января 2002 г. полную стоимость коммунальных услуг состоятельным гражданам столицы пока предлагается на добровольной основе. Им будут направлены 2 квитанции: в одной – рассчитана реальная стоимость предоставляемых ЖКУ, во второй – их стоимость с учетом дотаций из городского бюджета, которые сейчас предоставляются всем москвичам. То есть обеспеченные граждане смогут по желанию платить по первой, или по второй квитанции. Как сказал Б.Никольский, данная акция рассчитана исключительно на “гражданскую совесть” состоятельных граждан. Никакие санкции к тем, кто откажется оплачивать полную стоимость услуг, применяться не будут.

Решение московского правительства о добровольном характере перехода на стопроцентную оплату ЖКУ легко объяснимо. Все дело в том, что переход на полную оплату в обязательном порядке ЖКУ только части граждан России противоречит Конституции РФ, где продекларировано равенство всех граждан России. Поэтому для реализации реформы правительству Москвы нужно будет перевести на полную оплату ЖКУ всех жителей столицы. Однако сразу это осуществить невозможно. Необходимо сначала подготовить всю инфраструктуру: отработать схему перехода, технически оснастить городские центры субсидий и подготовить их для приема большого количества москвичей, имеющих право после введения реформы ЖКХ в действие на получение материальной помощи от государства. Именно этим московское правительство будет заниматься в течение ближайших 5 лет, после чего предполагается ввести 100-процентную оплату ЖКУ. При этом со следующего года повышение ставок оплаты будет происходить не чаще двух раз в год.

Безусловно, поэтапность в переходе на полную оплату ЖКУ необходима. Поспешность в деле реформирования ЖКХ не нужна. Она только повредит. Однако не стоит забывать, что реформа ЖКХ состоит не только и не столько в 100-процентной оплате ЖКУ, сколько, главным образом, в равноценном повышении качества предоставляемых услуг, чего пока никто не предлагает. Таким образом, вся “реформа” будет сводиться к простому изыманию денег у граждан.

Вывод: Правительству России следует более серьезно подойти к реформированию ЖКХ. Ныне существующая система, созданная еще при советской власти, не предполагает 100-процентной оплаты населением коммунальных услуг. Как мы уже писали в “Вестнике” №2, в основу новой системы жилищно-коммунального хозяйства необходимо положить принцип зависимости оплаты ЖКУ от эффективности и качества предоставляемых услуг. Нужна долгосрочная программа энергосбережения, реформа коммунального хозяйства должна стимулировать иные формы тепло- (водо-, электро-, газо-) снабжения и содержания жилого фонда. Федеральному правительству следовало бы предусматривать $1-2 млрд. в год для реализации этой программы.