Бюджет-2002 принят

in Вестник РЭО №19, Бюджет

30 ноября после 11-часового обсуждения Госдума приняла в 3-м чтении федеральный бюджет на 2002 г. При необходимых для принятия решения 226 голосах документ поддержали 273 депутата, против проголосовали 30, воздержались 3. Четвертое, окончательное чтение проекта бюджета запланировано на 14 декабря.

1 декабря, премьер-министр М.Касьянов заявил, что принятый Госдумой проект закона о бюджете на 2002 г. обеспечивает правительству резерв “для маневра” в объеме 120 млрд. руб. (то есть 68+52).
68 млрд. руб. (дополнительные доходы, утвержденные при 2-м чтении) – расходование этой суммы, согласно одобренной депутатами в ходе 3-го чтения принципиальной поправке, внесенной правительством, отложено до IV квартала 2002 г. при условии выполнения всех бюджетных обязательств.
52 млрд. руб. – это неиспользованная часть дополнительных доходов бюджета 2001 г. По прогнозу правительства дополнительные доходы бюджета-2001 составят 318 млрд. руб. Из них примерно половина будет направлена на погашение основной части внешнего долга, а свыше 110 млрд. руб., согласно закону о бюджете-2001, – на дополнительные непроцентные расходы.

М.Касьянов также напомнил, что снижение в среднегодовом исчислении мировых цен на нефть на $1 принесет потери федеральному бюджету в $700 млн. Таким образом, как подчеркнул М.Касьянов, бюджет-2002 выдержит падение цен на нефть с нынешних $18 до $12 за баррель.
Говоря о ходе 3-го чтения, стоит также отметить, что, несмотря на бюджетную поправку депутатов, обязывающую правительство принять решение по лимиту роста тарифов в 2002 г., последнему удалось, однако, добиться решения о зачислении 100% доходов от продажи федеральной собственности в федеральный бюджет. Первоначально думцы предлагали распределить доходы от федеральной собственности в пропорции 90% - федеральному и 10% - региональным бюджетам. Поправка в бюджет-2002 относительно тарифной политики обязывает правительство утвердить пределы роста тарифов в 2002 г. не позднее 15 января, и действовать они будут до конца года. При этом дальнейшее увеличение тарифов будет возможно только после одобрения депутатами соответствующих поправок в бюджет о равноценном увеличении расходов. Кроме того, правительству предписано установить тарифные ограничения на 2003 г. до внесения проекта бюджета-2003 в Госдуму.

6 декабря состоялось заседание правительства, на котором были очерчены рамки повышения тарифов в будущем году: рост тарифов не превысит 35%, чтобы сохранить инфляцию в пределах 12-14%, заложенных в бюджете. Окончательную величину роста тарифов для каждой естественной монополии определит Федеральная энергетическая комиссия по итогам рассмотрения инвестиционной программы и бюджета текущих расходов каждой из монополий.

Вывод: Как мы и предполагали, бюджет принят в установленные сроки. Безусловно, в нем заложен определенный запас прочности, в большей степени за счет дополнительных доходов 2001 г. и финансового резерва на 2002 г., изначально полностью предназначавшихся для осуществления выплат по внешнему долгу.
Позитивно, что, по заявлению вице-премьера А.Кудрина, в 2002 г. России не потребуются кредиты МВФ. Как подчеркнул А.Кудрин, у России “достаточно своих инструментов для исполнения бюджета в полном объеме”. Однако если на нефть упадут ниже $12 за баррель, как это было в 1998 г., то не хватит и отложенных денег.

Кроме того, несмотря на заявление М.Касьянова, что “бюджет потяжелел втрое [по сравнению с бюджетом-2001] и эквивалентен $60 млрд.”, его размеры абсолютно не соответствуют статусу члена “большой восьмерки”. Как мы уже писали в Вестнике №7, на эти деньги невозможно нормально содержать армию и поддерживать систему образования и здравоохранения, не говоря уже финансировании реформ. На наш взгляд, должна стоять задача ежегодного удвоения бюджета на протяжении, по меньшей мере, 5 лет. На нынешнем этапе федеральный бюджет России должен был бы составлять порядка $300 млрд. для адекватного функционирования нашего государства.

К сожалению, бюджет по-прежнему остается сильно зависимым от мировых цен на экспортное сырье. Это в очередной раз было подтверждено ситуацией с ценами на нефть (такая же ситуация и с другими ресурсами, в частности, металлами), вызванной падением спроса ввиду замедления темпов мирового экономического роста. В результате, впервые официально закрепленный профицит растаял на глазах. Такая зависимость объясняется низкой эффективностью работы налоговых органов и, как следствие, собираемостью налогов, из-за чего в формировании доходной части бюджета по-прежнему приходится опираться на поступления от экспорта российского сырья, и, в первую очередь, нефти.