Концепция Единого тарифного органа

in Вестник РЭО №4, Экономика

7 августа Президент РФ В.Путин утвердил концепцию единого тарифного органа (ЕТО). Новый орган будет сформирован на базе Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) к сентябрю. В компетенцию ЕТО, по заявлению председателя ФЭК Г.Кутового, будут входить почти все регулируемые тарифы (газ, электроэнергия, железнодорожные перевозки).

Цель ЕТО – борьба с ростом цен при помощи согласования тарифов между монополистами, а также с лоббистским подходом в регулировании тарифов. Темпы инфляции сейчас опережают первоначальные прогнозы на 2001г. По новым прогнозам Минэкономразвития она составит в 2001г. 17-18%, хотя ранее правительство исходило из 12-14%. А реально будет более 20%.

Замысел согласования тарифов между монополистами хороший, но как он будет реализовываться –  вопрос. Создается очередной бюрократический монстр, причем создается на основе ФЭК, об эффективности работы которой говорить несерьезно. Например, ФЭК критикует РАО “ЕЭС России” за непрозрачность тарифной политики, однако, обладая достаточными полномочиями, ничего не делает и в результате стране существует серьезный разброс расценок на услуги РАО “ЕЭС“. По меньшей мере, странно, что максимальные цены на электроэнергию установлены в кризисных регионах.

ЕТО должен руководствоваться только законом и не быть подверженным конъюнктурным колебаниям в правительстве, но в реальности это не получится из-за необходимости координации действий с Минэкономразвития и Минфином, а для этого ЕТО не будет обладать достаточным статусом.

Сегодня рост тарифов до конца года заблокирован. Вице-премьер В.Христенко заявил, что повышение тарифов на электроэнергию возможно только для их выравнивания по регионам. Однако, ФЭК, видимо, не будет  сдерживать рост тарифов. Глава ФЭК Г.Кутового заявил, что лимит повышения тарифов до конца года исчерпан, но тут же поддержал “Газпром“ по повышению цен на газ на 20% для промышленных потребителей и на 25% для населения. К тому же пока не готова концепция единой тарифной политики, в соответствии с которой установка тарифов будет осуществляться вместе с бюджетом на год вперед.

Поэтому непонятно, как удастся сохранить инфляцию в будущем году на уровне 10-13% (проект бюджета-2002) в условиях, когда, после моратория до конца года, неизбежен серьезный рост цен на железнодорожные перевозки, электроэнергию и, особенно, газ. К тому же рост тарифов вполне обоснован серьезным износом оборудования естественных монополий.

В мировой практике вопросом тарифного регулирования занимаются независимые органы каждый в своей отрасли, где существуют монополии. В свое время МВФ и Мировой банк советовали нам создать такие органы. В нынешней ситуации, при создании ЕТО нужно действовать так, чтобы не сделать из нового органа неповоротливую структуру, которая будет только затруднять порядок ценообразования в стране. Более того, в нашем случае функции ЕТО целесообразней было бы возложить на Минэкономразвития, нежели создавать новую структуру, тратить на это время и деньги.