Бюджет-2002

in Вестник РЭО №7, Бюджет

11 сентября в комитете по бюджету и налогам Государственной Думы началось обсуждение проекта бюджета на 2002г., внесенных Правительством 26 августа. Ожидается, что 28 сентября на пленарном заседании нижней палаты пройдет рассмотрение проекта бюджета в первом чтении.

Параметры бюджета: Доходы федерального бюджета-2002 должны составить 1,9954 трлн. руб. (18,82% ВВП), расходы – 1,8689 трлн. руб. (17,63% ВВП), профицит – 126,5 млрд. руб. (1,19% ВВП). Инфляция прогнозируется в диапазоне 10-13%, размер ВВП – 10,6 трлн. руб. (в 2001г. ожидается 8,85 трлн. руб.). Экономический рост – 4,3%. Доходная часть посчитана, исходя из $22 за баррель, а расходная – из $17. Курс доллара, заложенный в бюджете – 31,5 руб. за доллар.

Таким образом, бюджет-2002 впервые стал профицитным уже на стадии планирования. Назначение профицита – выплаты по внешним долгам.
Бюджет делится на две части: сам бюджет и стабилизационный фонд, создающийся для осуществления “пиковых” выплат по внешнему долгу в 2002 и особенно в 2003 г. Стабилизационный фонд по оценкам специалистов может составить $7-10 млрд. Формироваться этот фонд будет за счет дополнительных доходов от экспорта нефти, внешних заимствований (порядка $2-3 млрд., из которых на $2 млрд. прогнозируется выпуск еврооблигаций) и доходов от приватизации (примерно 28-29 млрд. руб.).

В целом, оценивая бюджет, нужно отметить, что он выглядит вполне достойно. Это, прежде всего, связано с отсутствием в бюджете прошлогодней “странной” схемы реструктуризации долгов без достижения договоренности с кредиторами, а также с тем, что бюджет-2002 учитывает проведение военной, судебной, пенсионной и налоговой реформ.

Однако бюджет все же нуждается в корректировке. Как и все последние три года заниженной выглядит его доходная часть. За первое полугодие 2001 г. сумма налоговых поступлений составила 847 млрд. руб. (75,8% запланированных за год). По оценкам бюджетно-налогового комитета Госдумы, бюджет-2001 дополучит порядка 400-500 млрд. руб. и выйдет приблизительно на сумму налоговых доходов, заложенных в бюджете-2002 (1626 млрд. руб.). Поэтому налоговые поступления бюджета-2002 нуждаются, на наш взгляд, в увеличении, в противном случае занижение позволит Правительству довольно скоро перевыполнить плановые показатели.

Вообще нашему Правительству нужно честно посмотреть на федеральный бюджет и признать, что он смехотворный по своим размерам и абсолютно не соответствует статусу члена “большой восьмерки”. Что такое бюджет примерно в $60 млрд. для России? Неужели на эти деньги можно нормально содержать армию или поддерживать систему образования и здравоохранения? На наш взгляд, должна стоять задача ежегодного удвоения бюджета на протяжении по меньшей мере 5 лет. На нынешнем этапе федеральный бюджет России должен был бы составлять порядка $300 млрд. для адекватного функционирования нашего государства. Понятно, что достичь этого можно только в результате роста экономики (здесь к позитивной налоговой реформе должны добавиться структурная реформа и прогресс в обеспечении прав собственности) и улучшения сбора налогов. До настоящего времени рост налоговых сборов не имел почти ничего общего с эффективностью налоговых органов.

От стратегии вернемся к бюджету-2002. Корректировке также подлежит объем ВВП и уровень инфляции. Относительно инфляции мы уже говорили в “Вестнике“ №4, что при неизбежном росте тарифов после моратория до конца текущего года сохранить инфляцию в 2002 г. на уровне 10-13% будет невозможно. Кстати сказать, тарифы уже начали повышаться. Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) подготовила материалы для повышения внутренних цен на природный газ на 15-18%. Это неизбежно повлечет за собой рост некоторых других тарифов, в частности, на электроэнергию.

Что касается размера ВВП, то, по оценкам председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам А.Жукова, в 2001 г. уровень ВВП составит 9,2 трлн. руб. против 8,85 трлн. руб., предлагаемых Правительством, а в 2002 г. ВВП достигнет уровня 11,035 трлн. руб. Налицо вполне понятное желание Минфина подстраховаться и дать заниженные цифры.

Также нужно отметить вопрос распределения собранных в регионах налогов между федеральным и региональными бюджетами. В соответствии с Бюджетным кодексом, принятым в 2000г., вся сумма полученных в регионах налогов должна распределяться между федеральным и региональными бюджетами в соотношении 50:50.

Однако уже в бюджете-2000 и особенно в 2001 г. эта пропорция была нарушена: в бюджете-2001 доходы распределяются в пропорции 65:35. Те же тенденции намечаются и в бюджете-2002. Это необязательно принципиально плохо. Государству легче выполнять федеральные обязательства - по финансированию армии, высшего образования, медицины и т.п., усиливается центральная власть, слабевшая в течение 10 лет.

Но с другой стороны, законы надо выполнять. Не стимулируется экономическое развитие регионов, которые из доноров постепенно начнут превращаться в реципиентов. Сейчас в России только 14 регионов являются донорами, 75 же – дотационные. Это колоссальная проблема. Все больше руководителей регионов обивают пороги Минфина как единственного спасителя, вместо того, чтобы повышать налоговые сборы в регионах.

В федеративном государстве регионы должны иметь солидную финансовую базу и стабильность схемы перераспределения налогов. Это постепенно позволит сократить трансфертные платежи, послужит сигналом для регионов не надеяться на помощь центра, а развивать экономику на местах. Сегодня складывается впечатление, что для численно доминирующей группы дотационных регионов нынешняя система вполне приемлема, но она не стимулирует развитие экономики.

Вне зависимости от всех корректив, бюджет-2002 реально прогрессирует по сравнению с предыдущими, и, несмотря на то, что обсуждение в Думе ожидается бурное, бюджет, на наш взгляд, будет принят в установленные сроки.