Визит Президента России В.Путина в Армению

in Вестник РЭО №8, Россия и мир

15 сентября завершился официальный визит Президента В.Путина в Армению, начавшийся во второй половине дня 14 сентября.
Результатом визита стала новая позиция Москвы по карабахскому урегулированию. Теперь Россия намерена выступать в качестве наблюдателя, то есть будет отталкиваться от договоренностей конфликтующих сторон, а не претендовать на роль посредника. Не исключено, что изменение позиции вызвано усилением активности США, которым удалось перехватить у России роль главного посредника.

Однако, на наш взгляд, отход от посредничества в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта является правильным решением. Это связано в первую очередь с тем, что России в этой роли достигнуть серьезных результатов не удалось, что объясняется позицией Москвы при Б.Ельцине, когда мы приняли армянскую сторону, осуществляя военно-техническую помощь.

Однако основываться только на единой христианской вере при осуществлении поддержки неправильно. Достаточно вспомнить в этой связи традиционно хорошие отношения России с арабским миром. В результате, открытая военно-политическая поддержка Армении привела к плачевным результатам: Азербайджан потерял 20% территории, а Россия потеряла Азербайджан – самое крупное по населению, территории и ресурсам государство Южного Кавказа. В условиях односторонней поддержки Армении рассчитывать на беспристрастное посредничество в разрешении конфликта не приходилось. Однако, учитывая усиление сегодня наших позиций на Кавказе и движение в сторону выравнивания отношений Россия-Азербайджан при сохранении хороших с Арменией, можно будет спустя некоторое время вернуться к вопросу о посредничестве.

Усилия США в этом направлении также не принесли результатов. Это объясняется тем, что до сих пор действует 907-я поправка американского конгресса, блокирующая помощь Азербайджану. Для достижения успеха в урегулировании необходимо либо подключить в роли посредника какую-то новую влиятельную, незаинтересованную сторону, либо страну, у которой одинаково ровные отношения с обеими сторонами конфликта. Другой выход - предоставить договариваться конфликтующим сторонам самим при наличии нескольких стран-наблюдателей.
В ходе последнего визита министра обороны С.Иванова сторонами были подписаны очередные 2 соглашения о военно-техническом сотрудничестве (на сегодняшний день их уже около 40), регламентирующие статус и финансовые вопросы существования дислоцированной в Армении 102 российской военной базы, вследствие чего расширяется основа для обеспечения жизнедеятельности военной базы и повышается ее боеспособность.

Кульминацией визита Президента России стало подписание договора о долгосрочном экономическом сотрудничестве между Россией и Арменией до 2010 г. Этим договором предусматривается выделение приоритетных направлений сотрудничества, в том числе взаимовыгодное межотраслевое сотрудничество в области топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов, цветной металлургии, строительства, связи и информатизации и легкой промышленности.

Подводя итоги визита Президента В.Путина в Армению, нужно отметить естественную важность для нас сотрудничества с этим государством, основанного, прежде всего, на желании Армении выступать в качестве стратегического партнера России, а также на наличии на ее территории российской военной базы. Однако национальным интересам России отвечает также налаживание политического и экономического сотрудничества с Азербайджаном.

Нынешнее руководство Армении, на наш взгляд, старается проводить более сбалансированную политику. Армения стала активнее участвовать в натовской программе “Партнерство во имя мира”. Конечно, Ереван использует интерес России, но, и это естественно, будет исходить из своих собственных целей. Прежде всего, Армения заинтересована в хороших отношениях с США. И в немалой степени для того, чтобы США не сняли ограничения в продаже оружия Азербайджану. Поэтому в Закавказье России нужно укреплять свое присутствие, сотрудничая не только с Арменией, но и с Азербайджаном, тем более к этому уже есть предпосылки.

Речь идет о январском визите В.Путина в Азербайджан, в результате которого была подписана Бакинская декларация, в которой отражена единая позиция двух стран по статусу Каспия и провозглашено намерение выведения двусторонних отношений на более высокий уровень стратегического партнерства.

Стоит также отметить достигнутые в июне договоренности о строительстве магистрали, свяжущей железные дороги Ирана, России и Азербайджана, ставшие важным звеном нового транспортного коридора “Север-Юг”. Это позволит сократить время доставки на европейский рынок иранских, а в перспективе – и индийских товаров. Важны и недавно достигнутые договоренности по статусу Габалинской радиолокационной станции (РЛС) - мощнейшей станции, являющейся одним из основных объектов системы ПВО России. Итоговое соглашение о статусе Габалинской РЛС будет подписано во время визита Президента Азербайджана Г.Алиева в Россию в конце 2001 г. Также следует отметить тот факт, что Россия и Азербайджан во время последних переговоров о судьбе Габалинской РЛС пришли к договоренности об обмене информацией в сфере ПВО, содействии Азербайджану в модернизации вооружений, эксплуатации военной техники, обучения и т.д.

Возвращаясь к заключенному с Арменией договору о долгосрочном экономическом сотрудничестве, зададимся вопросом, какова ценность этого договора? Очевидно, что он является в большей степени политическим, как юридическая основа для российского присутствия в Армении.
С экономической же точки зрения, Армения не может быть полноценным экономическим партнером России, ввиду состояния ее экономики. Результатом договора фактически станет оказание полномасштабной экономической помощи Армении и еще большая иммиграция армян в Москву и другие развитые регионы России.

Анализируя направления двустороннего сотрудничества, следует отметить, что ни одна из продекларированных сфер взаимодействия не носит двустороннего характера. В Армении отсутствует топливно-энергетическая база, алюминиевая промышленность, базирующаяся на Канакертском заводе по производству алюминиевой фольги, работает на привозном сырье, цветная металлургия, основывающаяся на медно-молибденовых месторождениях, также бесперспективна ввиду практически полного их истощения (Зангезурский, Агаракский и Аджаранский медно-молибденовые комбинаты). Возможности таких отраслей, как строительство, связь и информатизация, и легкая промышленность, вызывают, по меньшей мере, сомнения.

Армянский госдолг России составляет $114 млн. В результате переговоров было предложено вернуть его акциями армянских предприятий. Однако потенциал предприятий, предположительно включенных в список, опять же вызывает сомнение: НИИ математических машин, заводы “Марс”, “Электрон”, “Орбита”. Даже, если мы не перечислили возможности всех предприятий Армении, например таких, как Мецаморская АЭС, Разданская ГРЭС, ПО "Наирит" (производство каучука), важно отметить, что Армения до сих пор не вышла из технологического кризиса, начавшегося в период “перестройки”, поэтому все существующие там мощности требуют значительных капитальных вложений для их реанимации. Отсюда целесообразность участия России в этих проектах - под  вопросом.

Как нам кажется, несмотря на все недостатки, положительным моментом является то, что подписание экономического договора с Арменией, наряду с укреплением статуса военной базы, подтверждает наметившуюся в последнее время тенденцию к возврату Россией позиций в Закавказье. В связи с этим, следующим естественным шагом должно стать заключение масштабного договора с Азербайджаном, который будет носить двусторонний и взаимовыгодный характер, и принесет реальную экономическую выгоду России.