Первый Трудовой арбитражный суд

in Вестник РЭО №8, Реформы

14 сентября в Москве открылся первый в России Трудовой арбитражный суд. Основной его целью будет досудебное урегулирование трудовых споров. На первом этапе трудовой суд будет рассматривать только коллективные жалобы и разрешать ситуации, грозящие забастовкой. Трудовой суд не является частью судебной системы России, поэтому принимаемые им решения будут исполняться только при согласии сторон.

Инициаторами создания Трудового арбитражного суда стали правительство Москвы, Московская конфедерация промышленников и предпринимателей и Московская федерация профсоюзов при поддержке Европейского союза. Разбирать конфликты будут три судьи-арбитра от каждой стороны, инициатора создания трудового суда. В рамках проекта “Tacis” ЕС финансировал поставки оборудования и программного обеспечения для суда, а правительство Москвы подтвердило обязательства по участию в финансовой поддержке деятельности суда.

Трудовой арбитражный суд будет рассматривать трудовые споры, возникающие на предприятиях Москвы и Московской области. Однако юрисдикция суда не ограничена и в него можно будет обратиться из любого региона. Срок рассмотрения спора в суде не должен превышать пяти дней. Состав суда будет утверждать служба по урегулированию коллективных трудовых споров Министерства труда и социального развития РФ.

Трудовой арбитраж будет налагать штрафы и административные взыскания, но только в случаях, когда разбираются споры между юридическими лицами, то есть между профсоюзами и работодателями. Если же они спорят между собой в третейском суде, то победившая сторона имеет право обратиться в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд с иском о принудительном исполнении. По словам министра труда РФ А.Починка, ежегодно в РФ происходит 2,1-2,5 млн. случаев нарушения трудового законодательства, поэтому удастся разгрузить суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Несмотря на то, что практика внедрения трудовых судов довольно распространена в Европе (в Германии, Швеции, Великобритании), в России эффективность их функционирования, на наш взгляд, под вопросом. Бесспорно, трудовой суд позволяет несколько снизить нагрузку на арбитражные и суды общей юрисдикции и способствует скорому решению возникающих на предприятиях проблем. Однако для того, чтобы работать эффективно, у суда, по нашему мнению, должно быть достаточно полномочий, а решения должны носить обязательный характер. Иначе результативность работы суда вызывает сомнения.

Наибольшее распространение трудовые суды получили в Швеции. Там принимаемые ими решения являются окончательными, и все подчиняются этим решениям. В Германии в трудовом арбитраже, являющимся отдельной ветвью судебной власти, решается около 80% споров. У нас же деятельность нового органа может оказаться гораздо менее эффективной. Большинство нарушений трудового законодательства в России касаются претензий работников к работодателям. В нынешних условиях, если трудовой арбитраж вынесет решение в таком разбирательстве, оно не будет иметь юридической силы, и добиться исполнения вердикта практически невозможно. К тому же судьи будут работать на общественных началах. Это также не будет способствовать эффективности работы трудового суда. Мы все время говорим о том, что какой российский судья, при средней зарплате сегодня в $200, сможет эффективно работать и противостоять коррупции, и в то же время в данном случае судья вообще ничего получать не будет. Каков же будет результат его деятельности?

Одним словом, внедрение в настоящее время в российскую практику трудового арбитража будет, на наш взгляд, носить номинальный характер. Немного успокаивает то, что, со слов О.Нетребского из Московской федерации профсоюзов, после обобщения первого опыта работы предложения по внесению изменений в  законодательство будут представлены в правительство.