Пауза в реформе железнодорожного транспорта РФ

in Вестник РЭО №181, Реформы

На очередном заседании Правительства РФ, состоявшемся 10 ноября 2005 г. был рассмотрен вопрос о ходе структурной реформы железнодорожного транспорта. К настоящему моменту уже пройден первый этап реформы, заключавшийся в формировании законодательных основ и осуществлении разделения функций государственного регулирования и хозяйственного управления на железнодорожном транспорте. В результате, с 1 октября 2003 г. функционирует ОАО "Российские железные дороги".

Основной целью второго этапа, в соответствии с программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, является создание акционерных обществ на базе имущества, которым наделены самостоятельные структурные подразделения ОАО "РЖД", осуществляющие открытые для конкуренции виды деятельности.

Реформирование пассажирского комплекса в пригородном сообщении осуществляется за счет создания отдельных пригородных пассажирских компаний либо в форме дочерних ОАО "РЖД" с участием региональных или муниципальных органов власти, либо в качестве его структурных подразделений.

Одной из целей реформирования пассажирского комплекса в дальнем следовании является поэтапное сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых и выведение, фактически, за счет государственных субсидий, их на безубыточный уровень. Покрытие расходов доходами исключительно по пассажирским перевозкам дальнего следования в 2004 г., например, составило 65,9%, в 2005 г. ожидается покрытие на уровне 68,4%.

Согласно планам Правительства РФ, должна произойти реорганизация ОАО "РЖД" в форме выделения соответствующего структурного подразделения, осуществляющего деятельность в сфере пассажирских перевозок дальнего следования, с сохранением 100% акций создаваемой компании в федеральной собственности (Федеральная пассажирская компания). Неотъемлемым условием такой реорганизации является решение вопроса финансовой поддержки деятельности ФПК с учетом убыточного характера деятельности при сохранении жесткой тарифной политики.

Необходимым условием проведения реформы является также внедрение раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по таким видам деятельности как грузовые перевозки, содержание и эксплуатация инфраструктуры, предоставление услуг локомотивной тяги, пассажирские перевозки в пригородном и дальнем следовании и др. Это, в частности, определяет возможности создания в будущем независимых перевозчиков.

М.Фрадков, открывая заседание Правительства РФ заявил, что "необходимо не допустить переноса издержек, которые могут быть в ходе реформы, на население", отметив, что руководству компании следует более внимательно отнестись к повышению эффективности его функционирования, необходимо также понять какая поддержка требуется от государства.

Поддержка государства, безусловно, будет заключаться в субсидировании за счет средств федерального бюджета убыточных предприятий пассажирских перевозок (ФПК). Однако такая ситуация требует внесения изменений в одобренный ранее правительством среднесрочный финансовый план, и, по словам А.Кудрина, это будет возможно сделать не раньше, чем в 2009 г.

Вывод: Итак, российское правительство в очередной раз взяло паузу в проведении одной из важнейших структурных реформ. Реальный период проведения преобразований выносится за рамки текущего президентского срока. При этом основной причиной в этот раз признается забота о благосостоянии граждан, которое может пошатнуться в результате функционирования Федеральной пассажирской компании.

Довольно спорным вопросом можно назвать субсидирование убыточных предприятий за счет средств федерального бюджета. На наш взгляд, это тупиковый путь, от которого рано или поздно придется отказаться.

Главными проблемами в проведении всех структурных реформ в России, включая железнодорожный транспорт, являются слабая политическая воля правительства и крайне невысокий уровень жизни населения.