Потребительская инфляция в январе-октябре 2005 г.

in Вестник РЭО №181, Инфляция

Прирост индекса потребительских цен по итогам октября 2005 г. составил 0,6% по отношению к предыдущему месяцу, что значительно ниже увеличения в октябре предыдущего года (1,1%). В результате за 10М05 потребительская инфляция составила 9,2% (9,3% в аналогичном периоде предыдущего года).

Наименьшие темпы роста цен в октябре т.г. были отмечены в группе продовольственных товаров – 0,4% (рост на 1,1% октябре 2004 г. и снижение на 0,7% в предыдущем месяце). Умеренный прирост цен в данной группе объясняется сохранением отрицательных темпов роста цен на плодоовощную продукцию – -2,4% в октябре т.г. (-2,7% в октябре предыдущего года), а также сахар-песок – -1,2% (-2,1%) и неожиданным снижением цен на крупу и бобовые на 0,1% (0,7%). Накопительным итогом с начала года цены на продовольственные товары в октябре 2005 г. увеличились на 7,5% против роста на 8,7% в соответствующем периоде предыдущего года. Наибольший вклад в замедление роста цен внесла динамика цен на хлеб и хлебобулочные изделия – 2,4% с начала года (15,7% за 10М 04), крупу и бобовые – 0,4% (11,3%), макаронные изделия – 2% (13,4%), а также сахар песок – 0,9% (10,6%). Одновременно более активно по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года росли цены на плодоовощную продукцию – 3,6% с начала года против снижения на 4% по итогам 10М 05, мясо и птицу – 18,1% против 14,3%, рыбу и морепродукты – 11,5% против 7,1%.

Увеличение тарифов на платные услуги населению составило в октябре 2005 г. 0,7% против роста на 1,2% за октябрь 2004 г. и 0,9% в сентябре т.г. По отношению к декабрю предыдущего года платные услуги для населения подорожали на 19,3% против 15,7% за 10М 04. Основной вклад внесли услуги ЖКХ – прирост на 31,7% с начала года (22,5% за 10М 04), медицинские услуги – 16% (11,6%), услуги дошкольного воспитания – 28,4% (20,6%). За исключением санаторно-оздоровительных и услуг пассажирского транспорта прирост тарифов на все виды услуг опережал показатели предыдущего года.

Непродовольственные товары в октябре также подорожали на 0,7%, как в октябре 2004 г., что несколько ниже, чем в сентябре т.г. – 1,1%. Основным фактором ускорения среднемесячных темпов роста цен в данной группе стало сохранение сезонно высоких темпов роста цен на обувь – 1% (1,3% в октябре 2004 г. и 1,1% в сентябре т.г.), одежду и белье – 1% (1,1% и 0,9% соответственно), трикотажные изделия – 1,1% (1,3% и 0,9%). Бензин в октябре подорожал на 0,5% (2,1% в октябре 2004 г. и 7,9% в сентябре т.г.). Всего с начала года в октябре 2005 г. непродовольственные товары подорожали меньше, чем за 10М 04 – 5,2% против 6,3% соответственно.

По отношению к аналогичному периоду предыдущего года прирост потребительских цен в октябре сократился до 11,6% против 12,3% в предыдущем месяце. Более подробно динамика темпов роста ИПЦ в годовом выражении представлена на рисунке ниже.

Итак, очевидно, что активное снижение прироста цен на продовольственные товары, наблюдающееся в середины II квартала т.г. продолжает оказывать основное позитивное воздействие на снижение общего уровня годового прироста потребительской инфляции. При этом динамика цен на непродовольственные товары и платные услуги на протяжении последних месяцев оказывали, скорее, нейтральное воздействие.

Базовая инфляция в октябре т.г. увеличилась на 0,7%, с начала года – 7,1% (1,3% и 8,1% в АППГ).

Вывод: Ожидавшееся затишье роста цен на бензин, в результате добровольного их замораживания до конца т.г. в целом нашло отражение в официальной статистике Росстата. Общий рост цен на непродовольственные товары также оказался менее значительным, чем мы предполагали, включая сезонное ускорение роста цен на одежду и обувь.

В группе продовольственных товаров до конца года можно ожидать ускорения роста цен на молоко и молочную продукцию, сливочное масло, а также плодоовощную продукцию, с которой мы связываем основные риски до конца года.

Мы пересматриваем наш прогноз прироста ИПЦ по итогам т.г. до уровня 11,2%, при этом не исключаем, что официальные данные об инфляции в 2005 г. не достигнут 11%, учитывая политическую важность проблемы.