Государственный внутренний долг в январе-сентябре 2005 г.

in Вестник РЭО №181, Госдолг

Объем государственного внутреннего долга по состоянию на 1 октября 2005 г . составил 837,06 млрд. руб., увеличившись за 9М05 на 80,269 млрд. руб. или 10,6%. В аналогичном периоде предыдущего года прирост составил 59,832 млрд. руб. или 9%. Таким образом, в годовом выражении внутренний долг федерального правительства возрос на 113,694 млрд. руб. или на 15,7%.

Наиболее активно как в абсолютном, так и в относительном выражении увеличивалась задолженность, выраженная ОФЗ-ПД – на 64,9 млрд. руб. или на 149,8% – до 108,176 млрд. руб. При этом за 9М 04 объем данной бумаги сократился на 0,3 млрд. руб. или 13,8%.

Довольно активно продолжала возрастать задолженность в форме ОФЗ-АД – на 55,5 млрд. руб. за 9М 05 (10,2%) – до 597,728 млрд. руб. против роста на 90,3 млрд. руб. (24%) – до 465,708 млрд. руб. за 9М 04.

Более подробно структура задолженности федерального правительства выраженная ценными бумагами в национальной валюте представлена на рисунке ниже.

Снижение доли ОФЗ-ФК, представленное на рисунке, произошло вследствие сокращения объема обязательств в этой бумаге на 40,1 млрд. руб. (23,4%) – до 131,1 млрд. руб. В АППГ сокращение составило 27,5 млрд. руб.и или 13,8%. Следует также заметить, что на рисунке не представлены такие государственные ценные бумаги как ОФЗ-ПК и ОГНЗ, доли которых на 1 октября 2004 г . составляли 3,3% и 1,6% соответственно.

Ниже на рисунке представлена временная структура погашения государственного внутреннего долга России по состоянию на начало октября 2005 г .

 

Временная структура значительных изменений не претерпевает уже на протяжении довольно длительного периода, в связи с тем, что сама политика внутренних заимствований остается неизменной. Относительно ровная кривая погашения складывается после 2019 г., однако приведенная стоимость платежей крайне незначительна, а с учетом того, что это, в основном, ОФЗ-АД, она будет сокращаться с каждым годом.

Вывод: Незначительное ускорение темпов роста внутреннего долга по итогам 9М05 вряд ли говорит о перемене долговой политики, она остается инерционной, требующей перемен. Первые шаги уже давно обсуждаются и должны были реализоваться, согласно планам правительства, весной 2004 г. Речь идет о первичных дилерах, повышении ликвидности рынка, создании индикативных выпусков государственных ценных бумаг ("benchmarks").

Таким образом, прогрессивные по своей сути реформы системы управления государственным долгом уже два года стоят на месте.

Несмотря на то, что в момент благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры необходимость развития рынка государственных заимствований отходит на второй план и не выглядит достаточно срочной, построение цивилизованной системы управления государственным долгом является неотъемлемой частью стабильной бюджетной и макроэкономической политики.