Анализ тенденций развития розничной торговли (потребительского рынка) в РФ в январе-июле 2005 г.

in Вестник РЭО №181, Экономика

Оборот розничной торговли в январе-июле 2005 г., по данным Росстата, вырос в товарной массе на 11,4 % по сравнению с соответствующим периодом 2004 г. и составил 3,7 трлн. руб. ($132,4 млрд.). В том числе, в июле рост составил 11,8% к АППГ. Напомним также, что по итогам 2004 г. темп роста объема розничной торговли в товарной массе составил – 12,5%.

В январе-июле 2005 г. реальные располагаемые денежные доходы населения выросли всего на 8,3% к АППГ. При этом во II квартале т.г. динамика денежных доходов увеличилась до 12,9% АППГ.

В структуре оборота розничной торговли в январе-июле 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. наблюдается некоторое увеличение доли продовольственных товаров (c 45,6% до 46,6%). Всего оборот розничной торговли продовольственных товаров в 2004 г. составил 1,72 трлн. руб.($61,76 млрд.), что на 9,7% в товарной массе превышает значение соответствующего периода 2004 г. В тоже время оборот непродовольственных товаров увеличился на 12,9% и составил 1,97 трлн. руб. ($70,68 млрд.).

По-прежнему наблюдается рост доли цивилизованных видов организации розничной торговли, что в первую очередь обусловлено активным развитием сетевого розничного бизнеса (см. рисунок ниже).

Так, в июле 2005 г. оборот розничной торговли на 79,1% формировался торгующими организациями, а доля рынков составила соответственно 20,9% (в 2004 г. – 77,8% и 22,2% соответственно).

Вывод: Исходя из приведенного анализа розничной торговли в январе-июле 2005 г., налицо сохранение положительных тенденций развития розничной торговли в России, сложившихся в последние годы. Причем, несмотря на некоторое снижение

динамики роста реальных доходов населения по сравнению с 2004 г., темпы роста оборота розничной торговли в стране остались практически на прежнем уровне.

Важнейшими факторами, оказывающими позитивное влияние на развитие сектора розничной торговли, по-прежнему остаются увеличение реальных располагаемых доходов населения, развитие потребительского кредитования, а также рост инвестиций в данный сектор со стороны национальных и зарубежных инвесторов.

Тенденция незначительного снижения доли непродовольственных товаров в обороте розничной торговли, по-видимому, объясняется опережающим темпом роста цен на продовольственные товары. В то же время, по мере роста реальных располагаемых доходов основной части населения можно ожидать в будущем некоторого увеличения доли непродовольственных товаров в обороте розничной торговли.

В январе-июле 2005 г. продолжилась положительная тенденция в изменении структуры форм обслуживания, проявляющаяся в уменьшении доли рыночной торговли. Развитие цивилизованных форм торговли с одной стороны способствует уменьшению теневого сектора экономики, с другой открывает потребителям доступ к более качественным товарам и более высокому уровню обслуживания.

В целом, мы по-прежнему оптимистично смотрим на развитие потребительского рынка в стране в среднесрочном периоде, причем темпами, превышающими общеэкономический рост. Кроме того, дальнейший рост конкуренции среди розничных сетей, развитие сетей крупных дисконтных супермаркетов будет способствовать росту потребительских возможностей населения.